Кадровый голод породил падение качества ИТ-услуг. Мнение заказчиков

17 апр 2019 10:40 #79978 от ICT
Несмотря на популярность облачных и прочих сервисов, российский рынок ИТ-услуг еще далек от того, чтобы называться развитым: весь ИТ-рынок России составляет примерно 2% от мирового, а сегмент ИТ-услуг занимает только 0,5% от общего «пирога», по данным Gartner и IDC. «Низким стартом» объясняются и опережающие темпы роста отечественного сегмента по сравнению с мировым. Но заказчики, работающие не с отчетами по рынку в целом, а с конкретными провайдерами, все чаще задаются вопросом, туда ли мы идем. Практически каждый руководитель – не только из числа тех, чьи мнения представлены ниже, – отмечает плохую, очень плохую или катастрофическую ситуацию с подготовкой новых кадров на ИТ-рынке. В компании приходят не специалисты, а вчерашние студенты, которые умеют писать код, но не обладают опытом работы в agile-группах, не имеют понятия о смежных областях деятельности, не всегда готовы заниматься глубокой доработкой ПО в соответствии с требованиями клиента. И это становится одной из критических проблем, влияющих на качество предоставления сервисов заказчикам. Какие проблемы существуют сегодня у поставщиков ИТ-услуг? Мартин Шкоп, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры «ВымпелКом» Основная проблема поставщиков ИТ-услуг в том, что «коробочные решения» и так называемый box moving все менее интересны заказчику. Причина в том, что продукты телеком-операторов становятся все более сложными и конвергентными, для них не существует готовых платформ, которые можно установить у оператора сразу в работающем виде. Любой продукт требует существенной кастомизации – доработки программного обеспечения под потребности заказчика. Это существенно снижает потребление услуг системных интеграторов, так как многие компании сами начинают заниматься разработкой ПО, привлекая собственных экспертов с целью дальнейшего самостоятельного развития этих продуктов. Сергей Русанов, член правления, руководитель ИТ-блока банка «Открытие» Сегодня в жесткой ценовой борьбе многим провайдерам ИТ-услуг приходится демпинговать, поскольку в соответствии с требованиями закупочных процедур одним из определяющих факторов выбора поставщика является стоимость услуг. Причем, если профильные качественные вендоры снижают цены практически вплотную к себестоимости услуг или продуктов, то многие новички часто выставляют цены, соблюдение которых ведет к серьезным убыткам. В результате очень часто компании-поставщики отказываются от исполнения договоров, и конечный результат является отрицательным и для них, и для заказчиков. В лучшем же случае вендоры оптимизируют расходы и предоставляют для реализации проекта недостаточные ресурсы. Это приводит к затягиванию сроков и к снижению качества реализации проектов. Наблюдается также снижение компетенций российских поставщиков из-за растущего разрыва с международными вендорами в части сотрудничества по наследным импортным внедренным технологиям и продуктам из-за влияния известных геополитических факторов. Одновременно по той же корневой причине усложняются взаимоотношения с иностранными партнерами вследствие сворачивания ими присутствия на российском рынке. В целом, говоря коротко, заслуженные вендоры – лидеры рынка испытывают проблемы, а новые игроки являются недостаточно зрелыми для реализации многих проектов. Артем Натрусов, вице-президент по ИТ «Евраз» Одна из проблем связана с переменами на рынке. Традиционная модель универсальных поставщиков услуг – интеграторов уходит, уступая свое место модели с большей специализацией. При этом скорость развития облачных сервисов, аутсорсинга остается ниже потенциала. Мешают консерватизм в точках принятия решений, преувеличение проблем конфиденциальности и информационной безопасности. Несмотря на то, что наблюдается рост популярности и качества российских корпоративных систем и прежде всего «1С», качество услуг по внедрению отстает от ведущих SAP-практик. В этой области я вижу нереализованный потенциал консолидации и появления профессиональных команд внедрения. В области инновационных решений, например, искусственного интеллекта, проблемой является разрыв между появившимися интересными командами разработчиков и реальным производством. Необходим больший фокус на производственные сегменты. Знание технологического процесса надо привносить в проект, чтобы обеспечить эффект от машинного обучения. Сергей Дунаев, ИТ-директор «Северстали» Основные проблемы поставщиков ИТ-услуг в первую очередь связаны с тем, что рынок просто не успевает выпускать достаточно много хороших специалистов по «дефицитным» направлениям – это менеджмент логистики, управление мастер-данными… По нашей практике мы видим, что мало экспертов по cloud for customers, Hybris и прочим составляющим e-commerce. В том числе по этой причине мы всегда делали ставку на внутреннюю разработку. Инсорсинг – это гарантия большей защищенности компании и более высокой мотивации разработчиков. С другой стороны, мы не в силах угнаться за всем новым, поэтому готовы часть задач делегировать аутсорсерам. В первую очередь это пилотные проекты, а также зоны в крупных проектах, где нужна внешняя экспертиза. Сергей Сергеев, директор по ИТ группы «М.Видео-Эльдорадо» Сегодня на рынке ИТ-услуг я вижу значительное расслоение, разрыв между крупными разработчиками, интеграторами с одной стороны, и молодыми, но амбициозными ребятами, стартапами, с другой. Первые до сих пор ориентируются на продажу и внедрение коробочных решений, а вторым, готовым предложить свои профессиональные услуги по разработке, консалтингу или аутсорсингу, трудно пробиться к крупным заказчикам. Как, по вашим наблюдениям, меняется качество ИТ-услуг в последнее время? Сергей Русанов, член правления, руководитель ИТ-блока банка «Открытие» К сожалению, качество ИТ-услуг в последнее время падает. Компании либо укрупняются и уходят с рынка, либо переходят в кэптивный формат деятельности. В результате исчезает здоровая конкуренция. Новые инновационные и прогрессивные компании почти не появляются и не развиваются, а те, что есть, недостаточно развиты для решения задач требуемого уровня. Диалог с западной ИТ-индустрией и позитивное ИТ-взаимопроникновение по понятным причинам ослабевают, нарастает отставание. В перспективе, при сохранении наметившегося тренда, станет актуальной фраза времен СССР: «Мы думали, вы отстали надолго, а вы отстали навсегда». Мартин Шкоп, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры «ВымпелКом» Современные услуги несут в себе более сложную логику, которая в свою очередь требует увеличения числа систем в цепочке для реализации сервиса. Это автоматически увеличивает количество точек отказа. У себя мы внедряем инструменты, которые обеспечивают уже не просто мониторинг качества работы ИТ-систем. Это сложные инструменты контроля логики услуги с использованием больших данных. Также мы используем другие инструменты управления качеством конечного продукта для абонента. Артем Натрусов, вице-президент по ИТ «Евраз» Не вижу однозначного тренда. Лидеры держат разумное качество. Конкурентная среда присутствует. Новые инновационные команды добавляют динамики. Сергей Сергеев, директор по ИТ группы «М.Видео-Эльдорадо» Я вижу положительную тенденцию. Цифровая трансформация подогрела интерес к инновациям, стартапам, новым технологиям. Соответственно, растут инвестиции, качество и скорость. Крупные технологические компании в России преуспели в создании коммерческих сервисов. В перспективе, надеюсь, они смогут также оказывать и ИТ-услуги, персонализируя свои разработки под задачи конкретного бизнеса. Видите ли вы кадровые проблемы? Если да, то каких компетенций не хватает в первую очередь? Фабрисио Гранжа, директор по информационным технологиям X5 Retail Group Я наблюдаю специфические проблемы уже несколько лет. Они заключаются в том, что на ИТ-рынке мы конкурируем за кадровые ресурсы со всем миром, включая Google, Amazon и других гигантов, постоянно нанимающих сотрудников в России. От них не отстают и местные вендоры: «Яндекс», Mail.Ru Group, «Лаборатория Касперского» и другие. К ним ушла большая часть высококвалифицированных специалистов на рынке труда, получив лучшие условия: интересную работу, возможности профессионального развития и карьерного роста. Как следствие, качество услуг, предоставляемых интеграторами и другими внешними поставщиками, в последнее время упало. Я в России работаю уже почти 14 лет и мне есть, с чем сравнивать. Мартин Шкоп, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры «ВымпелКом» Безусловно, проблема кадров есть. Это – дефицит кадров. Банки, компании добывающего сектора скупают специалистов сотнями в интересах развития собственной ИТ-экспертизы. В свою очередь это приводит к росту запросов со стороны специалистов в части зарплаты и условий труда. Увеличивается конкуренция за технический персонал с non-телеком индустриями. В первую очередь это касается разработчиков программного обеспечения. Сергей Русанов, член правления, руководитель ИТ-блока банка «Открытие» На рынке наблюдается существенный голод на квалифицированные кадры, что приводит к ценовым войнам за грамотный персонал. Оплата не становится при этом единственным определяющим фактором при выборе работодателя. Все больший вес имеют условия работы: месторасположение и качество офиса, социальный пакет, психологический климат в коллективе, гибкий график работы. Не все работодатели могут оперативно приспособиться к запросам нового поколения специалистов. Банки при этом остаются одними из самых консервативных работодателей в части жесткости требований (например, к мерам безопасности и соблюдению режима работы). Универсальные специалисты среднего звена легко находят себе альтернативные места работы на ИТ-рынке, если ценности зрелой корпоративной культуры не удерживают их. Именно поэтому банковскому сектору не хватает как профильных экспертов миддл-уровня: банковских технологов и системных аналитиков, – так и экспертов по управлению ИТ-процессами. Крайне мало серьезных специалистов, разбирающихся в таких современных технологиях как микросервисы и большие данные. По-прежнему востребованы ИТ-специалисты по качеству, перфомансу, непрерывности. Артем Натрусов, вице-президент по ИТ «Евраз» В регионах присутствия «Евраза» качество обучения упало, приходится больше усилий прилагать по дообучению молодых сотрудников на «входе» в компанию. В целом спрос на квалифицированных ИТ специалистов в моменте превышает предложение. Это особенно чувствуется в инновационных областях, в сфере информационной безопасности. Частичным решением является предоставление возможностей по обучению действующих сотрудников в смежных востребованных областях. В такой ситуации важно поддержать инициативных людей, желающих развиваться и достигать результата. Сергей Дунаев, ИТ-директор «Северстали» Главная проблема – мало умных людей. В том смысле, что мало специалистов, глубоко разбирающихся в том, что они делают. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда не удается найти человека, чтобы толком обсудить возникшую задачу. Мы это видим и в мире в целом, и в России, и по нашему собственному рекрутингу. Качество человеческого ресурса упало очень сильно. Еще одна проблема – отсутствие мотивации к саморазвитию. Многие люди ничего не хотят и ни к чему не стремятся, они целыми днями могут сидеть в соцсетях и не желают ничего менять в жизни. Поэтому работодателям важно создать культуру, в которой люди хотели бы находиться, жить и что-то делать – так, как они живут в своих семьях. Нужно повысить вовлеченность каждого человека, чтобы постоянное движение к изменениям инспирировалось внутри компании и исполнялось не потому, что это его KPI, а чтобы это стало органичной частью его деятельности. В итоге должны поменяться роли и ответственность каждого сотрудника. Что это на практике значит? Например, мы уходим от релизных моделей в сторону быстрых спринтов, и программист теперь понимает, что его код должен работать прямо сейчас, а не через квартал, когда до его тестирования дойдут руки. Что завтра этот код будет включен в продуктив, а если в нем что-то не так, послезавтра он может, например, обрушить дашборд у Совета директоров. Я на такие моменты всегда обращаю внимание и трачу много своего личного времени, усилий, чтобы доказать, что и другим к работе нужно относиться как к чему-то личному. Сергей Сергеев, директор по ИТ группы «М.Видео-Эльдорадо» Кадровая проблема, безусловно, присутствует и заключается в несоответствии спроса предложению. Потребность в грамотных ИТ-специалистах в разных областях, разработчиках, дата-инженерах, продуктологах большая, а специалистов с опытом мало, в том числе в силу демографических причин. Рынок перегрет, поэтому появляются расхождения в ожиданиях кандидатов и возможностях работодателей. Короткая ссылка на материал: http://cnews.ru/link/a13791 Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Автоматизация как ответ на кадровый голод17.5Вторник, 24 января 2023
    ИТ утоляет кадровый голод молодой кровью17.31Понедельник, 12 сентября 2022
    «Сбер»: кадровый голод в кибербезопасности составляет порядка 20 тыс. человек16.94Среда, 08 декабря 2021
    Кадровый голод. Каких специалистов не хватает на рынке труда в 2023 году?16.58Пятница, 18 августа 2023
    Сервис "Третье мнение. АI-мониторинг" позволил предотвратить падение пациентов в ЕМС14.98Среда, 19 октября 2022
    Анализ качества услуг мобильного видео11.31Четверг, 02 июня 2016
    "Алмател" запустил сервис мониторинга качества услуг передачи данных10.95Среда, 04 октября 2017
    Подведены итоги обследования качества предоставления электронных услуг федеральных органов власти10.72Четверг, 11 декабря 2014
    Система мониторинга качества услуг Wellink wiSLA интегрирована с линейкой сервисных маршрутизаторов Eltex ESR10.61Четверг, 21 января 2016
    Подведены результаты мониторинга качества услуг сотовой связи, проведенного радиочастотной службой в августе – октябре в четырех города10.3Четверг, 24 октября 2019

    Мы в соц. сетях