ГИС ЖКХ: Грандиозный успех или колоссальный провал? Фото

19 апр 2018 18:40 #68445 от ICT
Минкомсвязи отчиталосьо ГИС ЖКХ Отчитываясь9 апреля 2018 г. о шестилетнем периоде работы Минкомсвязи, глава этоговедомства Николай Никифоров в числе безусловных успехов министерства упомянулсоздание госинформсистемы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). «Особняком в структуре созданных нами новых электронныхсистем стоит проект ГИС ЖКХ — единая система по сбору всей информации осостоянии жилищно-коммунального хозяйства и взаиморасчетов с управляющимикомпаниями, ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями, — сообщил Никифоров. — Мывидим впечатляющие цифры, характеризующие внедрение данной системы. Но это лишьначало большого пути». В то жевремя, совсем недавно данный проект стал предметом проверки Счетной палаты, исистема была признан «не готовой к полноценному запуску» и обошедшейсягоскомпании на сотни миллионов рублей дороже плановых значений. В этомконтексте CNews попробовал детально разобраться в том, какой же оценкидействительно может заслуживать рассматриваемая социально значимая система. Структура и краткаяистория проекта ГИС ЖКХ — это система, действующие по всей России ипредназначенная для информирования граждан в сфере ЖКХ и оплатыжилищно-коммунальных услуг. Она должна объединить всех участников рынка ЖКХ,включая федеральные органы власти и местные администрации, а такженепосредственно жильцов, с тем, чтобы сделать жилищно-коммунальное хозяйствопрозрачнее. Фото: Минкомсвязи Минкомсвязи поспорило со Счетной палатой об успешности запуска ГИС ЖКХ Создание ГИС ЖКХ было поручено Правительству ПрезидентомРоссии 4 октября 2011 г. Разработанный Минкомсвязи проект технической концепциисистемы был одобрен Правительством в конце 2013 г. Непосредственно проектстартовал в июле 2014 г. и осуществлялся совместно Минкомсвязи, Минстроем и«Почтой России» (организация подведомственна Минкомсвязи), на субподряде укоторой к работам без проведения тендера была привлеченакомпания «Ланит». Система была аттестована на соответствия требованиямбезопасности 28 апреля 2016 г., а 1 июля введена в промышленную эксплуатацию. Тогдаже произошел запуск круглосуточной службы техподдержки. В ноябре 2016 г. участники CNews Forum мероприятия в ходе электронного голосованияприсудили Минкомсвязи за проект ГИС ЖКХ первое место в номинации «Современная страна. ИКТ в госсекторе», ожидая полнофункционального запуска системы. Исчезнувший драйвер ГИС С 1 июля 2017 г. в системе обязаны размещать тематическуюинформацию органы власти и все организации отрасли. В соответствии соскорректированными правилами, до начала 2018 г. штрафы за неразмещениеинформации не были предусмотрены. Для городов федерального значения, то естьМосквы, Санкт-Петербурга и Севастополя, ответственность за неразмещениеинформации наступит с июля 2019 г. Отметим,что в процессе создания системы Минкомсвязи в качестве одного из основных еедрайверов позиционировало законодательно утвержденный механизм экономическоймотивации участников рынка, который заключался в принципе «нет информации — нетденег». Для граждан он означал возможность не оплачивать коммунальные счета,если соответствующая информация не была размещена в системе поставщиком услуг. С 1 января 2018 г. данное положение из нормативных документов, касающихся ГИС ЖКХ, былоисключено. Что именно вМинкомсвязи считают достижениями В сопроводительных материалах Минкомсвязи к вышеупомянутомувыступлению Никифорова отмечается, что работа по созданию ГИС велась в трехнаправлениях. По линии правового регулирования были разработаны и утвержденыдва тематических федеральных закона (№ 209 и № 263). Министерство и Минстройразработали, приняли и зарегистрировали в Минюсте 15 совместных приказов,регулирующих работу системы. В 2017 г. появилось более двух десятков нормативных правовыхактов в сфере ЖКХ, имеющих отношение к ГИС, в том числе о размещении в системеинформации в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортнойгородской среды». По линии непосредственной разработки системы в Минкомсвязиотмечают успешную ее интеграцию с федеральными базами данных — Росреестра(Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав),Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), системой учета регистрацииграждан МВД, а также с Единым реестром проверок и порталом «Реформа ЖКХ». По линии организационной работы в Минкомсвязи указывают на своюактивность в регионах России. Были разработаны дорожные карты внедрения ГИС иопределены кураторы на местах. Для обучения региональных госорганов Минкомсвязипровело более 500 семинаров, а также видеоконференции с разработчикамиИТ-систем, кредитными организациями, рассчетно-кассовыми центрами,товариществами собственников жилья (ТСЖ), управляющими компаниями и пр. «В 2017 г. Минкомсвязи провело работу по регистрации органовпрокуратуры в ГИС ЖКХ, — отмечается в документах министерства. — В системезарегистрированы Генпрокуратура, все прокуратуры субъектов России, прокуратурыгородов и районов. ГИС ЖКХ использует в своей работе 2272 сотрудникапрокуратур». В ведомстве указывают, что сейчас на сайте ГИС опубликованырегламенты и инструкции, видеосеминары по работе в системе, обучающиевидеоролики и методические материалы, шаблоны, упрощающие внесение данных вГИС. На сегодня, по данным Минкомсвязи, в системезарегистрировано более 89,6 тыс. поставщиков информации: все управляющие компании,99% ТСЖ и ЖСК, 99,6 РСО, все региональные и муниципальные органы власти. Такжев ГИС размещена информация о 18,7 млн многоквартирных (99,8%) и жилых (96,4%)домов. Кроме того с работой системы связаны 131 млн лицевых счетов,21 тыс. выданных управляющими компаниями лицензий, 139,7 тыс. тарифов, 496 тыс.проведенных контролирующими органами проверок, 658 тыс. договоров управления,104,3 млн приборов учета. В министерстве сообщают, что системой пользуется уже 2,2 млнчеловек, а в ее открытую часть заходит до 100 тыс. посетителей в сутки.Посредством ГИС граждане направили более 189 тыс. обращений в органы власти. Насайте было произведено 145 тыс. оплат услуг на сумму более 474 млн руб. Жесткая критикаСчетной палаты Перейдем к претензиям к ГИС ЖКХ со стороны Счетной палаты. Вконце января 2018 г. надзорное ведомство опубликовало результаты своей проверкиГИС, в результате которой был сделан вывод, что система к полноценному запускуне готова. По итогам контрольных мероприятий выяснилось, что на порталеГИС ЖКХ размещены неполные статистические данные. В частности, там непредставлены в должном объеме плановые показатели для расчета статистики. Крометого, необходимые характеристики заполняются не полностью: более 90%характеристик присутствует лишь для 1% многоквартирных домов. При этомпоставщики информации размещают в ГИС ЖКХ недостаточное количество лицевыхсчетов. На основании этих выводов Счетная палата намереваласьнаправить представления министру связи и гендиректору «Почты России», а такжеразослать информационные письма Президенту России, руководителям парламентскихфракций, в ФАС, Казначейство, Генпрокуратуру, ФСБ, Госдуму и Совет Федерации. Кратное превышениепланового финансирования В начале марта 2018 г. Счетная палата опубликовала болееподробные сведения, из которых следовало, что проверка проводилась в «ПочтеРоссии» с августа по декабрь 2017 г. В новом документе в отношении ГИС ЖКХговорится, что первоначальная ее расчетная стоимость была определена на уровне861,6 млн руб. Из них 328,3 млн руб. должно было быть потрачено на созданиесистемы в 2014 г., а 533,3 млн руб. — на эксплуатацию до 2017 г. На момент проведения проверки сумма договоров «Почты России»с «Ланитом» по линии ГИС составила 2,29 млрд руб. «Затраты на ГИС ЖКХ превышаютзапланированные технической концепцией, утвержденной Минкомсвязи, на 1,43 млрдруб. или на 166 %, в том числе на создание — на 952,3 млн руб. или 290,1%, на эксплуатацию— на 478,3 млн руб. или на 89,7%», — отмечается в документе надзорноговедомства. Общая позиция Минкомсвязи по данному вопросу известна давно.По букве регулирующих проект нормативных документов принадлежащая государству«Почта России» реализует проект не на бюджетные, а формально на собственныеденьги. И по заверению замглавыМинкомсвязи Михаила Евраева (кураторГИС ЖКХ в министерстве), система так или иначе должна окупиться к 2022-2023 гг. Отметим, что на данный момент расходы государства, связанныес ГИС ЖКХ, могли быть гораздо больше — на 2,42 млрд руб. Напомним, что 30 июня2017 г. «Почта» объявила тендер на развитие прикладного программногообеспечения ГИС, создание связанного платежного функционала и сопровождение ПОс начальной ценой контракта в 1,42 млрд руб. Однако уже 19 июля на сайтегосзакупок было размещено извещение об отмене процедурывыбора поставщика — без указания причин такого шага. Кроме того, в тот же день «Почтой» был отменен еще один тендер, касающийсяГИС ЖКХ. Он также был запущен 30 июня. За 996,6 млн руб. госзаказчикнамеревался выбрать подрядчика для обеспечения функционирования информсистемы,но отказался от своих планов — аналогично, без объяснения причин. Поданным CNews, отказ от проведения этих тендеров была связана со сменойруководства предприятия — 7 июля 2017 г. стало известно, что «Почту России»возглавит замминистра экономического развития Николай Подгузов. Кресло для него ранее освободил Дмитрий Страшнов, в отношении которогов конце 2016 г. Генпрокуратура обнаружила,что его премия за 2014 г. составила 95 млн руб. при средней зарплате попредприятию 15-20 тыс. руб. Новоеруководство, прежде чем затевать столь масштабные проекты, решило сначала «осмотреться».В 2018 г., по информации CNews, отмененные тендеры так или иначе былиперезапущены «Почтой», но проверка Счетной палаты к тому времени уже завершилась. Правовые несоответствия Сотрудники Счетной палаты также обращают внимание на то, чтодоговор «Почты» с «Ланитом» на создание системы был заключен до утверждения федеральногозакона о ГИС ЖКХ (от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ), а также до согласования проектатехнического задания на выполнение работ Экспертным советом при Правительстве. «Необходимые требования к ГИС ЖКХ, разработка которыхустановлена пунктом 3 статьи 7 федерального закона о ГИС ЖКХ и возложенана Минкомсвязи и Минстрой, утверждены после заключения договора на создание системы,— пишут проверяющие. — Указанная ситуация привела к необходимости последующейдоработки ГИС ЖКХ, стоимость которой составила 302,6 млн руб. или 76,5% от расходов на ее первоначальную разработку». Кроме того, в Счетной палате обратили внимание нанебрежность размещения «Почтой» информации на сайте госзакупок. Статус закупки в2014 г. первоочередных работ по ГИС у «Ланита» как единственно возможногоподрядчика на момент проверки все еще был обозначен как «Подача заявок».Отметим, что закупка имеет таковой статус до сих пор, а карточка контракта, какэто положено, в системе не размещена. Ответ Минкомсвязи на критикуСчетной палаты Комментируяпретензии Счетной палаты, Михаил Евраев в разговоре с CNews подверг сомнению ихобъективность. «На аргумент о неготовности ГИС ЖКХ к полноценному запуску из-занизкого процента заполнения информацией необходимо отметить, что она уже почтигод как полноценно запущена», — отметил он. В его понимании критиковать ГИС,используя подобные аргументы, это все равно что констатироватьнеработоспособность сайта госзакупок в связи с тем, что несколько заказчиков неразместили извещения о проведении торгов. «Важно,что ГИС ЖКХ работает качественно, что подтверждается как цифрами по размещениюинформации в ГИС ЖКХ, так и отсутствием замечаний Счетной палаты к работе самойсистемы, — говорит Евраев. — Наполнение ГИС ЖКХ информацией зависит оторганизации работы региональных органов власти с участниками рынка. Как и влюбом деле, есть регионы-передовики и отстающие регионы». К первойкатегории Евраев отнесит примерно 20-30 субъектов нашей страны, в которыхинформация размещается практически в полном объеме. Среди лидеров — Мордовия,Костромская и Новосибирская области, Красноярский край и Татарстан. Средипроблемных регионов хуже всего обстоит ситуация в Ингушетии, но также естьсерьезные вопросы к Крыму, Дагестану, Пермскому краю и Тюменской области. «Вних работа региональных органов власти организована плохо», — констатируетчиновник. Важно,что заключение Счетной палаты не содержит замечаний о том, что при создании ГИСЖКХ были нарушены нормы законодательства. Это показатель качества проделаннойработы. Перерасход средств на ГИС какобъективная необходимость «Расходына ГИС ЖКХ конечно выше расходов, которые были указаны в ориентировочнойтехнической концепции, и это было очевидно изначально, — продолжает Евраев оппонироватьСчетной палате. — Прежде всего потому, что техническая концепция — этопервоначальные общие цифры на начало работ, которые не включали в себя многоеиз того, что есть в системе сейчас». Чиновникотмечает, что техническая концепция создавалась задолго до появленияфедерального закона о ГИС ЖКХ и 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя,которые детально закрепили требования к системе. «Концепция не содержала в себемногих работ, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, атакже, например, работу службы поддержки, которая является важной и необходимойсоставной частью работы ГИС ЖКХ», — добавляет он. Поспешный договор с «Ланитом»как трехлетняя экономия времени «Договор“Почты” с разработчиком был заключен ранее принятого федерального закона о ГИСЖКХ, поскольку соответствующее решение о начале работ было на тот момент ужепринято и затягивать начало работ было нецелесообразно, — переходит Евраев кследующему пункту претензий. — Заключение данного договора никак не повлияло наобъемы работ или их финансирование, поскольку все работы были выполнены вполном соответствии с требованиями законодательства России». Впонимании Евраева, если бы работы по созданию ГИС начались после принятия всехнормативных правовых актов, то проект стартовал бы только в 2017 г. «Все сроки,установленные в федеральном законе, и поручения Правительства были бы сорваны идо сих пор ГИС ЖКХ в стране бы не было», — говорит он. Нарушена концепция, но ненарушены законы Отметим, что крайне важным аргументом в пользу правоты Минкомсвязи Евраевсчитает тот факт, что заключение Счетной палаты не содержит замечаний о том,что при создании ГИС ЖКХ были нарушены нормы законодательства. В этом смыслеразработанная Минкомсвязи и не соблюденная в полной мере концепция создания ГИСзаконодательной силы не имеет. «Этопоказатель качества проделанной работы», — заключает замглавы Минкомсвязи. Глазами пользователя Специфику пользовательского опыта работы с ГИС ЖКХ наглядно демонстрируют скриншоты, созданные сотрудниками редакции CNews в день публикации материала 19 апреля 2018 г. Пример неравномерного «покрытия» ГИС ЖКХ в Москве По понятным причинам, этот пользовательский опыт в большей степени связан сМосквой, хотя, как было отмечено выше, в этом городе ответственность органоввласти и организаций отрасли за неразмещение информации наступит только с июля2019 г. Системное сообщение пользователю ГИС ЖКХ в Москве при попытке узнать задолженность Условное «покрытие» системой жилых домов в Москве неоднородное.В некоторых районах хоть какая-то информация представлена по большей частидомов, в некоторых — лишь фрагментарно (см. выше рисунок с участком карты). Системное сообщение пользователю ГИС ЖКХ в Москве при попытке передать показания приборов Анализ этой общей информации по тем домам, по которым онапредставлена, скорее подтверждает тезис Счетной палаты о ее неполноте. И этоутверждение справедливо не только для Москвы, но и для тех городов, гдеответственность за неразмещение информации уже наступила. Системное сообщение пользователю ГИС ЖКХ в Москве при попытке подключиться к личному кабинету Предпринятые в Москве попытки конкретного авторизованногопользователя портала госуслуг воспользоваться актуальными сервисами ГИС ЖКХ («узнатьо задолженности», «внести показания приборов учета», «оплатить ЖКУ») успехом неувенчались — система не нашла гарантированно существующие и используемые человеком лицевые счета и не дала подключиться к личному кабинету (см. скриншоты системных сообщений). Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях