Как защищаться от требований купить СОРМ по ФЗ Яровой

14 окт 2019 13:41 #86427 от ICT
После принятия ст.13 Федерального закона №374-ФЗ от 06.06.2019 (далее - закон Яровой), наложившего на операторов связи обязанность хранить содержимое голосовых сообщений 6 месяцев, а сообщений в сети интернет - 30 суток, у бизнесменов возник вопрос: а возможно ли при таких расходах (для сети интернет - от 500 тыс. рублей за каждый 1 Гбит/с трафика) сохранить бизнес? Разобравшись по существу, мы приходим к выводу, что хоронить операторский телеком-бизнес рано. Каждый коммерсант должен понимать, что при подписании плана СОРМ, сроки внедрения технических средств по закону Яровой разнятся в зависимости от значимости и "опасности" региона. В частности, компании с территорией обслуживания свыше одного субъекта РФ, сначала подписывают с 12 Центром ФСБ России план СОРМ с датами реализации (поквартальная, начинается в течение полугода с даты подписания). Затем уже совместно с РО ФСБ прорабатывается техническая реализация. Это длится некоторое время. В практике автора имеются примеры, когда органы ФСБ подписывают план реализации СОРМ по закону Яровой со сроками реализации, начинающимися с даты сертификации СОРМ, либо растянуты на несколько лет. Однако, некоторые региональные управления ФСБ диктуют свои правила. В Краснодарском крае в конце 2018 года операторы связи получили письма с требованиями подписания плана СОРМ по закону Яровой с реализацией в течение года и указанием, что имеется три технических решения ("Яхонт", "Январь", "Омега"). То есть к концу этого года технические средства должны быть не только закуплены, но обязаны отдавать запросы с пульта управления. Формулировки плана СОРМ по закону Яровой без привязки к дате сертификации нарушают ст.41 ФЗ "О связи". В Ростовской области уполномоченный орган требует также согласования с ним проекта реализации СОРМ по закону Яровой. В частности, в плане СОРМ содержатся требования: "Разработка совместно с фирмой-изготовителем проекта сети передачи данных оператора с внедренными в нее техническими средствами накопления информации по закону Яровой. Указанный проект должен включать реализацию хранения сообщений электросвязи емкостью, равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями оператора не менее чем за 30 суток, точки внедрения оборудования СОРМ, его состав, виды накапливаемой в базах данных информации и расчет-прогноз загрузки на ретроспективный период с учетом перспектив роста объемов предоставляемых услуг связи. Документальные материалы по проекту содержат детальное описание функционала, характеристик и комплектации ТС СОРМ, а также подробные сведения об узле связи, на котором планируется внедрение, в том числе, структурную схему сети связи, состав абонентской базы, способ и протоколы идентификации абонентов…". Однако вышеуказанные управления ФСБ отказываются от законных формулировок и требуют подписания плана СОРМ в их редакции, а при неподписании - пишут в территориальные управления Роскомнадзора (далее - "ТУ") жалобу на оператора. ТУ документарно проверяет отсутствие плана СОРМ по закону Яровой и выдает предписания и заявления о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ по количеству лицензий. При этом, если оператор оспаривает предписание в суде, ТУ не имеет права приостановить деятельность лицензий оператора до окончания судебного оспаривания предписания. Выводы Оператору связи необходимо понимать, что путь сохранения бизнеса один: ссылаясь на закон, вести диалог с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. А как защищаться? Надо оспаривать предписание. Высший арбитражный суд в 2013 году постановил, что предписание должно соответствовать двум характеристикам: законности и исполнимости. Законность в данном случае - основа, и исполнимость должна отвечать ей. Под исполнимостью, сказано здесь же, следует понимать наличие реальной возможности лица, привлекаемого к ответственности, устранять выявленные нарушения. На это определение часто ссылался потом и Верховный суд РФ. Предписание должно содержать конкретные указания, однако в случае с "Фирмой Связь" такого сделано не было, и в суде истец попытался процедурно оспорить решение РКН и ФСБ. В этом решении суда речь не идёт о намерении принудить операторов ставить несертифицированное оборудование для исполнения "пакета Яровой" - насчёт этого уже многие суды вставали на сторону операторов, поэтому доказывать данный пункт нужды не было. А суть в том, чтоб доказать в суде незаконность требований ФСБ, а также бездействие Роскомнадзора, который не указал силовикам на это: "Российский суд неоднократно подтверждал, что установка на сеть оператора несертифицированного оборудования незаконна. Тем не менее, региональное УФСБ Краснодарского края, в нарушение этих норм, настаивало на покупке оператором несертифицированного оборудования трех рекомендованных производителей для исполнения закона Яровой". Более того, в решении суда ничего не сказано о том, что операторам разрешено ставить несертифицированное оборудование. СМИ некорректно подали информацию о прошедшем суде, сделав акцент на выигрыше позиции Роскомнадзора, что якобы даёт ему и ФСБ право принуждать операторов ставить несертифицированное оборудование для исполнения "пакета Яровой". Простой бизнесмен, прочитав такую новость, а также посчитав стоимость реализации по ст.13 ФЗ №374-ФЗ от 06.06.19 (а это для сети передачи данных = от 500 тыс.руб. за каждый 1 Гб/с трафика), захочет избавиться от не приносящих прибыль активов. В конкретном Деле оспаривалось требование подписать план реализации СОРМ по закону Яровой. Суд в решении вообще уклонился от исследования вопроса о незаконности установки несертифицированного оборудования, он лишь обошел в своем решении вопрос сертификации, поставив оператора в положение вынужденно нарушить ст.41 ФЗ "О связи". И это, кстати, повод для апелляции. Российский суд неоднократно подтверждал, что установка на сеть оператора несертифицированного оборудования незаконна. Тем не менее, региональное УФСБ Краснодарского края, в нарушение этих норм, настаивало на подписании Плана СОРМ по исполнению закона Яровой без привязки к дате сертификации оборудования. Также суд уклонился от нарушения, установленного п. 7 Правил взаимодействия Операторов с ФСБ, принципа совместного с Оператором (а не одностороннего от УФСБ) принятия решения по срокам реализации и выбору решения СОРМ. Сроки внедрения технических средств по закону Яровой разнятся в зависимости от значимости и "опасности" региона. В частности, многотерриториальные компании (территория обслуживания свыше 1 субъекта России), сначала подписывают с 12 Центром ФСБ России План СОРМ с датами реализации (где реализация поквартальная, начинается в течение полугода с даты подписания со столиц, Северного Кавказа), а затем прорабатывают технические решения в РО ФСБ. Это может продлиться некоторое время. Во всяком случае, есть примеры, когда органы ФСБ подписывают план СОРМ, со сроками, привязываясь к дате сертификации. В решении суда почему-то никак не отражена правовая позиция оператора и его представителей. По мнению Истца, орган Надзора над Связью обязан был оценить действия УФСБ, нарушающие Закон (в части несертификации), и не выдавать Предписание. УФСБ Краснодарского края настаивало на подписании плана СОРМ по исполнению закона Яровой без привязки к дате сертификации оборудования. Оператором связи оспаривалась законность и исполнимость данного требования. При этом арбитраж Краснодарского края в решении вообще уклонился от исследования вопроса о незаконности установки несертифицированного оборудования, поставив оператора в положение, при котором тот должен подписать план СОРМ и купить в будущем несертифицированное оборудование, нарушив ст.41 ФЗ "О связи" В двух других делах по этому же спору о привлечении к административке, Апелляция отменила решения о штрафах на 60 т.р. по Делу-2 и и Делу-3 , отказав Роскомнадзору в привлечении Оператора к административной ответственности. Положительная судебная практика Арбитражные суды неоднократно подтверждали, что установка на сеть оператора несертифицированного оборудования незаконна ( 1 , 2 , 3 ). В некоторых случаях в поисках справедливости требуется дойти до судов верхних инстанций. По вышеуказанным делам суды апелляционных инстанций (дважды) и кассационной инстанций разных судебных округов России подтвердили незаконность наказания оператора за нереализацию требований СОРМ, не имеющих сертификатов. При этом, в другом деле оператор был признан невиновным. Суд указал на нарушения Роскомнадзором и ФСБ установленного п.7 Правил взаимодействия операторов с ФСБ (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 №538) принципа совместного с оператором (а не одностороннего от УФСБ) принятия решения по срокам реализации и выбору решения СОРМ со ссылкой на данные нормы. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Нарушители требований по СОРМ получат оборотные штрафы14.58Воскресенье, 19 февраля 2023
    "Закон Яровой" подгоняет СОРМ13.68Среда, 23 ноября 2016
    Производители СОРМ для “Закона Яровой” увеличили прибыль на 300 процентов13.24Среда, 07 августа 2019
    Мантуров: найден механизм реализации требований "пакета Яровой"12.04Понедельник, 26 декабря 2016
    В МТС оценили затраты на реализацию требований "закона Яровой" в 60 млрд рублей11.91Среда, 23 мая 2018
    В ФСБ недовольны темпами исполнения требований "пакета Яровой" операторами связи11.91Среда, 25 октября 2023
    В "МегаФоне" оценили затраты на реализацию требований "закона Яровой" в 500 млрд рублей11.79Вторник, 15 ноября 2016
    Минкомсвязи не планирует выделять деньги на поддержку операторов для реализации требований "закона Яровой"11.67Среда, 19 апреля 2017
    В Минкомсвязи скромно оценили затраты интернет-компаний на реализацию требований "закона Яровой"11.67Вторник, 24 июля 2018
    В "Единой России" сравнили затраты операторов на выполнение требований "закона Яровой" с платой за безопасность11.55Четверг, 23 июня 2016

    Мы в соц. сетях