НеДискриминационный доступ к объектам для размещения сетей связи

14 авг 2019 07:40 #84335 от ICT
Одной из главных статей затрат Оператора связи (далее – "Оператор") являются расходы на использование объектов (инфраструктуры) под размещение его сети. При этом, согласно ст.6 ФЗ "О связи" строительство и эксплуатация сети связи осуществляется по договору с собственником. Здесь под инфраструктурой для размещения сетей связи понимаются: 1) Объекты, специально созданные для размещения сетей связи (например, линейно-кабельное сооружение связи), 2) Сопряженные объекты - созданные для целей, не связанных с оказанием услуг связи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (здания, воздушные линии электропередачи (далее – "ЛЭП"), столбовые опоры ЛЭП, мосты, коллекторы туннели, полосы отвода, прочие дорожные и инженерные сооружения и технологические площадки). Конкуренция – двигатель развития. ФЗ "О защите конкуренции" и подзаконные акты устанавливают рамки для реализации права Оператора, оказывая услуги связи, размещать сеть связи на равных условиях с другими Операторами (далее – "недискриминационный доступ", или "НДД"). В этих целях постановлением правительства №1284 от 29 ноября 2014 г. утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее - "Правила НДД"). При этом, согласно п. 2 Правил НДД под их регулирование подпадают только субъекты естественной монополии. При этом, важен факт нахождения компании в реестре естественных монополий (и не важно - в области связи (ПАО "Ростелеком"), или в других областях (например, организации топливно-энергетического комплекса), а также возможность размещать сети (линии) связи на инфраструктуре. В силу п. 18 Правил НДД, владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. При этом, НДД может быть предоставлен на основе дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы. Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – "Национальный план"). Национальный план предусматривает обеспечение:"формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи;в не менее, чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала".
***
Выделю 4 основных проблемы в области НДД (при этом, для каждой проблемы своё "лекарство"): Нарушение прозрачности, установленной правилами НДД: По п. 7 Правил принципом НДД является "доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре". При этом,согласно п. 10 Правил НДД, в состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры входят: а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ; б) порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов; в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры; г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры. Запись в реестр вносится не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления заявления. В реестре фиксируются:дата и время поступления заявления, его номер, реквизиты заявителя,объект инфраструктуры, к которому запрашивается доступ, а также планируемый срок начала использованиясведения о планах, в том числе долгосрочных, владельца инфраструктуры по использованию инфраструктуры для собственных нужд.д) сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил. За отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и сведений предусмотрена административная ответственность. Доступ к объектам: А) Нежилой инфраструктуры Зачастую, владельцы инфраструктуры, не желая допустить конкурента, отказывают в доступе. Например, владельцы инфраструктуры, одновременно либо сами являются Оператором (например, "Большая четвёрка"), либо контролируют (в т.ч. опосредованно) Оператора (например, застройщик, или владелец бизнес-центра создают "карманного" оператора). Б) Жилых домов Здесь главным является баланс между правом общей собственности (когда без решения собственников 2/3 от площади дома, размещение незаконно) и публичной услугой связи, в условиях информационного общества, фактически, являющейся коммунальной услугой. К сожалению, в последнее время судебная практика идет по пути недостаточности договора с отдельными собственниками как основания для размещения сети связи. Общее имущество в многоквартирном доме согласно п.1 ст.290 ГК РФ принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. В частности, согласно пункта 3 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса России (далее - "ЖК РФ") общим имуществом является механическое, электрическое, и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда России № 10545/12 от 22.01.13: "кабельная канализация смонтирована при выполнении работ по телефонизации и интернетизации квартир, передаваемых в частную собственность другим лицам. Межэтажные трубы, необходимые для размещения сетей связи, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратили свойства самостоятельного объекта права собственности". Поэтому оборудование внутри дома принадлежит жильцам- собственникам на праве общей собственности. Экономически необоснованная цена доступа: П.1 статьи 10. закона "О Защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а именно: 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных. Так, в соответствии с Правилами НДД владельцу инфраструктуры следует доказать экономическую обоснованность: I) Затрат (например, для энергетических компаний - запрет двойного включения расходов на обслуживание ЛЭП и в стоимость электроэнергии, и в стоимость услуг по размещению сети) В частности, в соответствие с п. 30 и 38 Правил НДД, в состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, на исполнение обязанностей: а) по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре; б) по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору; в) по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, II) Необходимой прибыли. В частности, уФАС установлено, что прибыль от услуг по размещению не может быть 200%. Здесь есть различные схемы, в частности, владелец инфраструктуры, в т.ч. комитет по управлению гос./муниципальным имуществом (КУГИ, КУМИ) или энергетическая компания создают прокладку – лицо, которому (часто с нарушением конкурсных процедур) передана вся инфраструктура по низкой цене и с которой заключается договор. ОрдерКом помогает Операторам снижать необоснованно высокую цену. В частности, сформирована практика в Крымском уФАС, Кемеровском уФАС. При этом, одним из лекарств является проведение независимой экспертной оценки стоимости аренды инфраструктуры в регионе. Результаты экспертизы показывают, что, зачастую, цена завышена в разы. Расходы на техническое обслуживание опор ЛЭП задвоены : включены в стоимость электроэнергии и в стоимость услуг для Операторов связи. Тарифы по размещению оборудования на опорных элементах контактной сети троллейбусов (из решения уФАС России по РК и г. Севастополь):НаименованиеТип кабеляСтоимость за 1 место размещения в месяц с НДС, руб.Стоимость за 1 место размещения в месяц с НДС при оптовом размещении, руб.МКП МТК "Воронежпассажиртранс"силовой1017,01017,0МКП МТК "Воронежпассажиртранс"волоконно-оптический500,0500.0МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление"волоконно-оптический177,0177,0МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление"силовой295,0295,0ГУП г. Севастополя "Севэлекторотранс"_253,0160,0МУП г. Евпатории "Трамвайное управление"_150,0150,0МУП г. Барнаула "Горэлектротранс"силовой432,0337,0МУП г. Барнаула "Горэлектротранс"волоконно-оптический848,0643,0МУП "Брянское троллейбусное управление"_134,50134,50МУП г. Абакана "Троллейбусное управление"_140,0140,0МКП г. Новосибирска "Горэлектротранспорт"волоконно-оптический622,45622,45Суммарное значение:4568,953158,95Количество предложений1111Усредненное значение:415,36287,18 4) Демонтаж сети связи Демонтаж размещенной сети связи возможен только по решению суда. При этом, зачастую инфраструктура не оформлена надлежащим образом в пользование энергетическим компаниям и иным субъектам. И это является основанием для отказа суда в демонтаже (например, дела раз, два и три). Самовольный демонтаж сети связи незаконен, так как нарушает: I) Системы жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ, штраф 150-500 тысяч руб., обязательные работы до 480 часов исправительные работы до 2 лет, или принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.). Новый договор на предоставление мест в кабельной канализации для размещения кабелей связи. Договор заключён не был. Впоследствии, работниками ПАО "Ростелеком" было произведено 22 факта физического повреждения кабелей связи Клиента. В результате было возбуждено уголовное дело, которое с обвинительным заключением направлено в Тагилстроевский районный суд г. Н. Тагила (дело № 1-59/2019). Работники ПАО "Ростелеком" обвиняются ещё по двум составам преступления:умышленное повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ);понуждение к заключению сделки под угрозой уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 179 УК РФ). II) Правила охраны линий/сооружений связи (ст. 13.5 КоАП РФ, штраф 10-20 тыс. руб.). Дела рассматриваются в мировых судах по заявлениям территориальных управлений Росокомнадзора. В частности, п. 40 Правил охраны линий и сооружений связи России (утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.06.95 г. N 578), предусматривает предоставление Техническому персоналу Оператора связи право беспрепятственного прохода к сетям связи. III) Право на получение прибыли от услуг связи. И здесь нарушитель несёт гражданскую ответственность за понесённые убытки, причиненные: А) Разрушением линий связи (компенсируются расходы на их восстановление в том числе, если пришлось арендовать иную инфраструктуру на время восстановления разрушенной). Б) Отсутствием у Абонентов возможности пользоваться услугами связи (в частности при доказанности незаконности демонтажа, взыскивается абонентская плата, умноженная на количество месяцев отсутствия услуг связи и количество абонентов. При этом следует прилагать претензии Абонентов услуг связи). Так, к примеру, в рамках спора по делу, Оператор арендовал оптические волокна в линии связи. Данная линия связи была продана конкуренту Оператора, который впоследствии просто обрезал арендованные волокна и препятствовал обратному подключению к ним. В судебном порядке удалось добиться возмещения убытков, связанных с демонтажем линии связи, в том числе:расходов по аренде дублирующей линии связи;расходов на предоставление абонентам улучшенного тарифа без изменения стоимости услуг связи, произведённое в целях удержания абонентов Клиента;расходов по перерасчёту стоимости услуг связи Клиента за время вынужденного приостановления оказания таких услуг;- иных расходов, в т.ч. расходов на юристов.
По другому делу Оператором взыскано с управляющей компании убытков в размере 1 476 141,52 руб., в том числе: реальный ущерб на сумму 69 841,52(стоимость оборудования на сумму 65 916,22руб. и стоимость ремонтных работ в размере 3 925,30руб.), упущенная выгода в размере 1.406.300 руб. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Недискриминационный доступ обретает очертания15.06Вторник, 29 марта 2016
    Преференции для отечественного ПО и недискриминационный доступ в МКД15.06Вторник, 07 июля 2020
    Операторам упростят доступ к объектам государственной и муниципальной собственности13.67Четверг, 06 августа 2020
    "Ростелеком" ввел льготный период для оформления размещения кабелей связи10.75Среда, 01 июня 2016
    "Ростелеком" начал проверку законности размещения линий связи на Урале10.75Пятница, 23 июня 2017
    Операторы сетей Wi-Fi блокируют доступ к вредоносной информации для детей9.83Среда, 22 ноября 2017
    Объектам КИИ прописали отечественное9.23Четверг, 14 января 2021
    Отечественное ПО не оставит объектам КИИ выбора9.12Понедельник, 14 августа 2023
    Дежавю для сетей связи8.93Среда, 17 июля 2019
    В ЕЦПЭ загружено больше полумиллиона файлов по объектам капстроительства8.83Пятница, 04 февраля 2022

    Мы в соц. сетях