Требования к закону Яровой готовы, но исполнять их операторы смогут ещё не скоро

21 дек 2018 14:40 #75106 от ICT
30 декабря вступят в действие Требования к закону Яровой для услуг интернета, передачи данных и каналов связи, а по всем услугам электросвязи - Требования к СОРМ-3 (информационная система баз данных об абонентах, услугах, оплате, ИСБД). Требования писали производители СОРМ на основе своих бизнес-моделей с учетом требований уполномоченных органов. В процессе принятия документов чиновник Минкомсвязи (зам. рук. департамента радиочастот и сетей связи) перешел работать в организацию, подконтрольную крупнейшему производителю СОРМ - ГК "Цитадель", куда входят ООО "МФИ СОФТ", Техаргос, Сигнатек. Когда Требования вступят в действие, для взаимодействия ИСБД с пультом управления ФСБ, помимо покупки СОРМ, оператору связи надо будет сформировать пять каналов передачи данных до места нахождения ПУ:[*]управления;[*]данных;[*]мониторинга;[*]неформатированных данных;[*]доставки сообщений пользователей услугами связи (под Яровую).
Изначальная версия приказа от сентября 2017 года, прошедшая экспертизу МинЭка, была изменена минимум четыре раза. Три раза Минюст возвращал приказ без регистрации в связи с ошибками юиридической техники. Таким образом, приказ существенно доработан с точки зрения юридической техники. Приказ противоречит закону "О связи" и федеральному закону №374-ФЗ от 06.07.18 (далее - "закон Яровой"). Изначально, приказ был про Информационную систему баз данных об абонентах (далее – ИСБД). Это необходимая для Органов информация (кто, куда, когда, сколько, с кем, чем платил). Однако, закон Яровой потребовал для хранилища отдельных технических требований, так как все, используемое на сети связи общего пользования, оборудование в целях безопасности и устойчивости соединений должно пройти испытания на соответствие требованиям. И тогдашнее руководство решило схитрить и включить требования по Яровой в Требования по ИСБД. В итоге, в законе имеем: п. 1 ст.64: "Оператор связи обязан хранить информацию". То есть, предусматривается функция хранилища. П.2 ст.64 "Оператор связи обязан обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи". Положение п.2 ст. 64 дублируется в лицензионных условиях. В ст. 46 указано: расходы по п.2 ст. 64 несут операторы связи. Про п.1 (хранилище по ФЗ Яровой) подобной обязанности у Операторов не предусмотрено. Однако, приказ вслед за п.5 изменений (утверждены Постановлением правительства от 30.12.17 г. N 1721) в Правила взаимодействия Оператора с Органом ОРД (постановление правительства 538 от 27.08.05) подменяет понятия и включает Хранилище в систему СОРМ. Это существенное нарушение закона. Ведь по закону, реализация системы СОРМ - за счет Оператора. А Хранилище - не за счет. Таким образом, исполнительная власть (Минкомсвязи и Правительство) в подзаконных актах присваивает полномочия законодательной власти и грубо нарушает базовый принцип государственности, установленный ст. 10 Конституции России (Президент – её гарант) – принцип разделения властей. Также интересно, что требования приказа противоречат и п.2 ч.1 ст. 64 ФЗ "О связи" ([url=consultantplus://offline/ref=D7E48005CF5923F2BC5ECFB195CD24C07DE72C19ABE7B71A226AF226618D9002B607B6846A3DD01DN8HCH]Порядок[/url], сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством России и ППРФ 445 от 12.04.18 , которое не предусматривает хранение сообщений пользователей услугами связи по предоставлению каналов связи. И ППРФ87 от 18.02.05, которые в условиях действия лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания (далее - КТВ) вообще не предусматривает СОРМ. Ведь и логично: для КТВ есть свой контроль "контента", осуществляемый за телевизионными каналами в рамках лицензий на вещание). В приказе есть также несоответствующее закону требование хранить информацию по каналам связи. Это дикие потоки информации, которая никогда не понадобится для целей ОРМ. Ведь информация с каналов связи далее идет на коммутаторы, где она собирается в удобоваримом виде, и уже потом контролируется куратором Уполномоченного органа каждого конкретного Оператора связи. Внедрение СОРМ-3 с СОРМ-3 с 30 дневным хранилищем по Яровой при среднесуточном трафике 3 Гбит/с. Цитадель желает получить 10 млн. рублей. Ранее от операторов связи была информация, что за 10 Гбит/с другие производители СОРМ хотят 20 млн. рублей. Здесь применяется геометрическая прогрессия в цене, и за больший трафик дается скидка. Установленные у Операторов СОРМ не соответствует требованиям. Большинство ждёт сертификатов. Сертификаты будут не ранее 2020 года. Потом ещё годок будут окучивать. Реально, к 2021 году начнутся серьезные финансовые затраты. К исполнению ФЗ Яровой не готовы и уполномоченные органы (по широкополосному доступу в Интернет только организованы тестовые зоны (в Нижнем Новгороде, Питере, Москве и Новосибирске). Дело в том, что система СОРМ состоит из двух крупных частей: съём (оборудование на стороне Оператора связи) и управление (осуществляет уполномоченный орган, пульт поставляется за счет госбюджета). Раньше производители СОРМ делили территорию РФ (где стоял пульт управления, далее - "ПУ", одного производителя, там другой не продавал съёмники). С нормативным регулированием СОРМ возникла высокая конкуренция на рынке продаж СОРМ операторам: по СОРМ-2 (уполномоченному органу предоставляется возможность в реальном времени просматривать копию всего трафика) уже восемь сертифицированных производителей. Теперь органы требуют, чтобы съемники всех производителей понимали команды с ПУ. В отношении ПУ также должны быть приняты технические требования. Однако в связи с тем, что к ПУ СОРМ-3 и хранилища Яровой требований ещё нет, возникают постоянные проблемы. Например, в СПб стоит пульт "Специальных технологий", и так как проблема не решена, там до сих пор можно покупать только их оборудование. Так как это уже вопросы конкуренции производителей СОРМ между собой, боюсь, что данная проблема будет стоять ещё несколько лет. И пока всё вышеуказанное не будет урегулировано, операторы не смогут полноценно исполнять ни требования закона Яровой, ни требования по СОРМ-3. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Операторы не могут легально исполнять требования "закона Яровой" из-за отсутствия сертифицированного оборудования23.88Вторник, 03 июля 2018
    В России вступил в силу обновленный закон о персональных данных - исполнять его требования готовы не все19.89Вторник, 01 сентября 2015
    Минцифры предложило ослабить требования для операторов по "закону Яровой"18.51Пятница, 04 марта 2022
    Операторы не видят смысла в хранении транзитного трафика по закону Яровой16.92Понедельник, 08 августа 2016
    Российские операторы не смогут платить налог на прибыль из-за закона Яровой15.47Четверг, 23 июня 2016
    Facebook отказывается исполнять требования РФ по хранению личных данных14.38Среда, 26 августа 2015
    Роскомнадзор в регионах начал рассылать провайдерам требования по закону о “суверенном рунете”12.81Среда, 26 июня 2019
    Минкомсвязи подготовит поправки к "закону Яровой"12.53Вторник, 14 февраля 2017
    Минкомсвязь определилась с требованиями к оборудованию по "закону Яровой"12.4Четверг, 08 июня 2017
    Минэкономики выступило с критикой импортозамещения по «закону Яровой»12.4Четверг, 14 марта 2019

    Мы в соц. сетях