Пандемия M&A не помеха

12 фев 2021 02:40 #100088 от ICT
ICT создал тему: Пандемия M&A не помеха
Пандемия и локдаун привели к сильнейшему спаду, который, однако, не одинаково отразился на секторах экономики. В частности, сферы технологий и электронной коммерции стали основными бенефициарами сложившейся ситуации, когда миру как никогда раньше стали необходимы технологические решения для онлайн-торговли и платежей, удаленных коммуникаций, защиты безопасности данных, электронного документооборота и пр. Согласно результатам исследования KPMG, сектор инноваций и технологий входит в число крупнейших секторов рынка M&A в России (в 2020 г. сделки в этом секторе обеспечили инвестиции в размере $6,5 млрд). Как сообщается в исследовании, на протяжении последних нескольких лет количество сделок в секторе неуклонно растет, поскольку цифровизация экономики является одним из приоритетов Программы нацпроектов, на который выделено свыше $22 млрд, а прошлогодний локдаун лишь усилил курс на развитие технологий. По итогам 2020 г. эксперты KPMG выделяют две основные тенденции на рынке M&A-активности в российском секторе технологий, медиа и телекоммуникаций (ТМТ). Первое, это продолжение тренда создания экосистем и размытия границ между секторами, который можно наблюдать на протяжении последних 2-3 лет. Одним из самых ярких событий в этом контексте в 2020 г. стала презентация Сбербанка с фокусом на трансформацию банка в ИТ-компанию и соответствующий ребрендинг в Сбер. Также компания продолжила инвестировать в новые проекты в рамках совместного предприятия с Mail.ru Group, в частности в сфере FoodTech. Год был богатым на события и для "Яндекса" – другого передовика в построении экосистемы. Можно вспомнить разделение активов со Сбером, привлечение инвестиций от ВТБ и консорциума инвесторов и, конечно, неудачную попытку покупки "Тинькофф". Кроме Сбера и "Яндекса" еще несколько игроков идут по пути создания экосистем. Например, развитием новых продуктов вокруг основного телекоммуникационного бизнеса занимается также МТС, и эта стратегия, похоже, оправдывает себя – среди операторов "большой тройки" только МТС продемонстрировал рост выручки по итогам 9 месяцев 2020 г. Что показательно, именно выручка от новых направлений бизнеса МТС – финансовых услуг, облачных и цифровых решений, медиа – принесла более половины от прироста выручки за данный период. При этом у всех крупных операторов наблюдалось падение абонентской базы и доходов от услуг мобильной связи, особенно в части роуминга за летний отпускной период. Еще один игрок, который, похоже, будет претендовать на создание экосистемы – X5 Retail Group. Компания уже с 2018 г. инвестирует в сферу технологий (например, в решения в сфере больших данных), но только после объявления новой стратегии в 2020 г. стали очерчиваться планы по выстраиванию некоего подобия экосистемы вокруг существующей клиентской базы. Второй тренд, по мнению экспертов KPMG, это стремительное развитие e-commerce. По оценкам экспертов, рынок e-commerce в 2020 г. вырос почти на 50%. Одной из самых ярких историй успеха в этой области стала компания Wildberries, которая за 9 месяцев 2020 г. выросла более чем в два раза по отношению к аналогичному периоду 2019 г. Примерно таких же высоких темпов роста добился и Ozon – в 1,7 раза за тот же период. Этому способствовало то, что из-за пандемии наблюдался переток повседневных покупок в онлайн (что также приводит к росту повторных покупок), пользователи стали объединять в заказах товары разных категорий и покупать больше и чаще, чем до пандемии. Можно ожидать, что такой эффект будет ощущаться и в следующем году, так как он способствовал привлечению не только стихийных покупателей, но и сформировал новые привычки у потребителей, которые теперь будут делать регулярные покупки через онлайн-каналы и платформы. Активная M&A-деятельность в 2020 г. наблюдалась и в сфере доставки продуктов питания, которая также набрала популярность в период пандемии. В частности, совместное предприятие Сбера и Mail.ru Group приобрело контрольную долю в сервисе экспресс-доставки готовой еды "Кухня на районе", а также в сервисе доставки продуктов "Самокат", выручка которого выросла в 20 раз – до 2 млрд руб. (III квартал 2020 г. против III квартала 2019 г.). Не менее впечатляющими темпами рос и российский рынок e-grocery – по итогам 2020 г. ожидается трехкратный рост объема этого рынка (до 145 млрд руб.) по сравнению с предыдущим годом. Впервые за много лет с первого места по продажам был потеснен "Утконос" – его оборот по итогам первого полугодия составил 8 млрд руб., тогда как e-grocery компании X5 Retail Group за этот период принес ей 8,2 млрд руб. Как сообщается в исследовании, в 2020 г. на протяжении всего года значительная часть M&A-активности в секторе ТМТ приходилась на крупнейших игроков рынка – Сбер, "Яндекс", Mail.ru Group и "Ростелеком". В рамках новой, анонсированной осенью 2020 г. стратегии Сбер планирует довести выручку от нефинансовых сервисов до 5% от общей к 2023 г., а к 2030 г. – до 20-30%. Ключевыми направлениями среди этих сервисов являются электронная коммерция (рост более чем в 10 раз к 2023 г.), здравоохранение (также более чем в 10 раз), образование (в 10 раз), облачные технологии (в 5 раз), развлечения (более чем в 2 раза) и кибербезопасность (в 2 раза). После летнего раздела активов со Сбером из-за нарастающей конкуренции между экосистемами "Яндекс" и Сбера, "Яндекс" получил 100% в "Яндекс.Маркете", который компания планирует развивать в связке с другими своими сервисами. В частности, как объяснили в компании, водители "Яндекс.Такси" и курьеры "Яндекс.Еды" и "Яндекс.Лавки" смогут доставлять заказы из "Маркета" конечным покупателям, а "Поиск" и "Дзен" будут сильнее интегрированы с самим "Маркетом" и начнут подбирать новые сценарии покупок для пользователей. Выкуп "Маркета" обошелся "Яндексу" в 42 млрд руб. С точки зрения сделочной активности 2020 г. для Mail.ru Group стал годом проектов в сфере EdTech – отрасли, которая и до коронавируса росла двузначными темпами, а на волне пандемии стала одним из лидеров роста в сфере ТМТ. Mail.ru Group инвестирует в образовательные проекты с 2016 г., но в прошлом году закрыла сразу несколько сделок в этом секторе. Летом компания инвестировала в образовательный онлайн-сервис SkillFactory, получив 18,31% в проекте, плюс опцион на покупку доли. Осенью этого же года Mail.ru Group увеличила долю в Skillbox до 70% и выкупила 45% в сервисе для подготовки к ЕГЭ "Тетрика", а в декабре анонсировала покупку 25% в сервисе для школьников "Учи.ру" за 3,75 млрд руб. В планах Mail.ru Group – вырастить "единорогов" из этих EdTech-проектов и провести их IPO на международных площадках. Группа планирует и дальнейший рост путем сделок M&A, особенно с фокусом на сегментах, активно развивающихся в период пандемии. Эксперты KPMG прогнозируют, что в 2021 г. на российском рынке сохранится спрос на решения в области электронной коммерции, коммуникации, кибербезопасности, совместной работы, облачного хранения данных и пр. Нагрузки на сеть продолжат стимулировать операторов пересматривать инвестиционные программы и направлять инвестиции в облачные решения и виртуальную защиту сетей (VPN). "Мы полагаем, что в следующем году сохранится тренд на инвестиции в так называемые Tech-сектора, например, FoodTech, EdTech, HealthTech, MediaTech и пр., а также в системы анализа больших данных и облачные решения. На волне выстраивания экосистем крупными игроками и всеобщего перехода в онлайн эти сегменты станут не менее актуальны и будут привлекать внимание инвесторов как минимум в среднесрочной перспективе", - считают специалисты KPMG. По их прогнозам, в более долгосрочной перспективе можно ожидать инвестиционную активность в таких областях, как беспилотные автомобили, 5G, интернет вещей и пр. Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что в 2021 году российские телекомы ждут нового драйвера роста, которым может стать внедрение стандарта 5G. "Медиа должны пережить сокрушительный удар, который пандемия нанесла рекламному рынку, и жить дальше. Причем удар этот ощутили не только традиционные, но и новые медиа. А в ИТ-секторе есть направления роста, среди которых выделяются облачные технологии (с примыкающей инфраструктурой), информационная безопасность и онлайн-образование", - отметил Леонид Делицын. По прогнозам Леонида Делицына, в 2021 году крупные игроки, которые строят свои ИТ-экосистемы, будут приобретать все сколько-либо интересное, что можно купить, потому что у них мало времени. "Хотя ресурсы позволяют им вести самостоятельную разработку в течение сколь угодно продолжительного срока, спрос быстро меняется, в связи с чем самостоятельно разрабатывать они будут только платформы. Поглощения вероятны в тех же секторах, что и сейчас – облачные технологии, инфраструктура для электронной коммерции (логистика, агрегация, платежные решения), онлайн-образование", - объясняет Леонид Делицын. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Пандемия BI не помеха16.27Среда, 12 мая 2021
    Пандемия публичному Wi-Fi не помеха16.09Вторник, 06 апреля 2021
    Кризис Рунету не помеха8.56Пятница, 30 сентября 2016
    COVID смартфонам не помеха8.56Пятница, 13 ноября 2020
    Неплатежеспособность – не помеха автоматизации8.56Вторник, 11 мая 2021
    Неплатежеспособность - не помеха автоматизации8.56Среда, 12 мая 2021
    Штрафы утечкам не помеха8.56Воскресенье, 17 июля 2022
    Возраст интернету не помеха8.56Вторник, 01 ноября 2022
    Мобильная связь для «Трансаэро» не помеха8.46Понедельник, 16 марта 2015
    Кот работе не помеха: в Японии появилась защитная крышка для клавиатуры8.19Среда, 09 сентября 2015

    Мы в соц. сетях