Половина россиян заявила о недоверии биометрической системе государства

28 дек 2020 16:40 #99106 от ICT
Половина россиян не поддерживают создание Единой биометрической системы, следует из результатов опроса НАФИ: они боятся слежки и не уверены в защите данных. Но треть опрошенных не могут объяснить недоверие к системе Ровно половина (50%) россиян не поддерживают создание российской Единой биометрической системы (ЕБС), и лишь 19% граждан уже разместили в ней свои данные, выяснили эксперты аналитического центра НАФИ в результате опроса, проведенного в октябре этого года (всего были опрошены 1,6 тыс. человек в 53 регионах России). С материалами исследования ознакомился РБК. ЕБС работает с 2018 года, в нее можно загрузить фото лица и запись голоса для дистанционного подтверждения личности и получения цифровых услуг, которые ранее оказывались только по паспорту. Оператором системы является "Ростелеком". В августе этого года (последние данные) в ЕБС были зарегистрированы 150 тыс. пользователей. Сейчас систему используют в первую очередь банки, с ее помощью можно взять кредит или открыть вклад. В среду, 23 декабря, Госдума приняла в третьем чтении законопроект о расширении использования ЕБС для удаленной идентификации при получении финансовых и государственных услуг — в частности, станет возможной оплата "по лицу" покупок в магазинах. Согласно исследованию НАФИ, среди тех, кто еще не загрузил в базу свои биометрические данные, только каждый пятый опрошенный готов сделать это в будущем. Чаще всего на это согласны люди в возрасте 18–24 лет (25% опрошенных из тех, кто не сдавал подобные данные) и 25–34 лет (22%), меньше всего — люди старше 60 лет (81% ответили отрицательно на вопрос о готовности), а также в категории 35–44 года (80%). При этом около трети респондентов в этой категории не смогли ответить, почему именно они не готовы сдать биометрические данные в систему. Остальные, как правило, не видят в этом необходимости или не уверены в сохранности и конфиденциальности информации. Каждый десятый из не загрузивших свои данные не использует ЕБС, потому что боится слежки и не хочет числиться в базе или же считает эти данные слишком личными. В исследовании также указано, что больше трети респондентов впервые слышат о возможности сдать биометрию в банке. Среди москвичей и жителей Санкт-Петербурга этот показатель достигает 36%, при этом в других городах-миллионниках об услуге не слышали 28% жителей. Кроме того, лишь 14% респондентов из Москвы и Петербурга уже загрузили свои данные в ЕБС, а в городах-миллионниках — вдвое выше. Респонденты, живущие в селах, также регистрировались в ЕБС чаще москвичей и петербуржцев (16%), но почти половина их них (43%) впервые слышали о такой системе. Представитель "Ростелекома" объяснил РБК, что сегодня существует множество мифов о биометрии "и это порождает ряд страхов и недоверия со стороны граждан". По его мнению, чем больше граждан узнают о том, что такое биометрия, как ее применять и как она может упростить повседневную жизнь, тем больше людей будут готовы ее использовать. Персональные данные в зашифрованном и обезличенном виде хранятся в базе ЕСИА (на портале госуслуг), а в ЕБС хранятся только математически обработанные модели лица и голоса граждан, объяснил представитель оператора. "По этим данным восстановить фотографию или голос невозможно — можно сравнить поступающие в систему запросы с этими моделями и подтвердить, является ли человек тем, за кого себя выдает, или нет", — указал он. По мнению Дмитрия Дырмовского, гендиректора группы компаний ЦРТ ("Центр речевых технологий", занимается распознаванием речи, идентификацией лица и голоса) причины недоверия россиян к биометрии, как и к любой другой технологии, кроются в неочевидной личной выгоде от использования и непонимании технологической основы. Он отметил, что первая проблема решится с появлением у людей опыта использования биометрии: они поймут, что проходить "по лицу" в офис или фитнес-центр удобно, а в условиях пандемии коронавируса биометрия помогает получать банковские услуги безопасно и бесконтактно. Также "цифровое недоверие, а зачастую даже нигилизм" провоцирует обилие информации о различных утечках и атаках, хотя "информационная безопасность и защита биометрии находится в фокусе ключевых глобальных поставщиков". Дырмовский подчеркнул, что пока большая часть цифровой аудитории — миллениалы, но "ее возраст кратно расширяется, этому способствует внедрение биометрии в финансах, телекоме, ретейле, активное применение в других сегментах". Глава Русского биометрического общества (ассоциация, которая включает в себя крупнейших разработчиков систем распознавания объектов) Данила Николаев считает, что недоверие связано с отсутствием официального и открытого подтверждения надежности той или иной системы. Он подчеркнул, что биометрическое распознавание является вероятностным и подвержено ошибкам, некоторые из них не зафиксированы в юридическом поле. Соответственно, риски некорректного распознавания пока не застрахованы, подчеркнул Николаев. Российские банки активно разрабатывают собственные биометрические системы, и они зачастую пользуются у клиентов большей популярностью, чем ЕБС. Например, "Сбер" собрал данные нескольких миллионов клиентов, ВТБ — более 130 тыс. Представитель ВТБ не согласился с выводами исследования НАФИ: по его словам, клиенты доверяют банкам и готовы делиться своими биометрическими данными. "Основным стимулом при этом является четкое понимание, для чего эти данные будут использоваться (к примеру, доступ к повседневным продуктам и сервисам), а также гарантия их надежной защиты", — заявил он. В свою очередь, представитель "Сбера" рассказал, что все пользователи банковской биометрической системы "отмечают повышение скорости и удобства обслуживания при ее использовании, как в банковских сервисах, так и в каналах партнеров". Он добавил, что их система "соответствует всем требованиям безопасности, предъявляемым к банковским сервисам, и все данные клиентов защищены". Представитель банка "Русский стандарт" рассказал РБК, что средний возраст клиентов, сдавших у них данные в ЕБС, составляет 25–40 лет. По его мнению, популяризации биометрии будет способствовать повышение информированности населения о перспективах, конфиденциальности и новых возможностях использования системы. Зампред правления Московского кредитного банка Сергей Путятинский считает, что ЕБС не получила широкого распространения, потому что ЦБ хочет быть уверен в надежности и бесперебойности системы, прежде чем запускать технологию масштабно. По его словам, до сих пор остается ряд нерешенных вопросов по использованию биометрии: например, кража идентичности (когда кто-то может украсть отпечаток пальца и воспользоваться им). "Варианты решения: либо договориться, что биометрия — это совокупность отпечатка пальца, сетчатки, голоса и чего-то еще, либо отключать от биометрической системы людей со скомпрометированными данными, чтобы они возвращались в обычный удаленный режим либо режим личного присутствия", — объяснил он. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    ВТБ подключил к Единой биометрической системе 270 офисов13.42Понедельник, 18 марта 2019
    «Ростелеком» подключил «Ак Барс Банк» к единой биометрической системе13.13Вторник, 10 июля 2018
    "Ростелеком" подключил к Единой биометрической системе банк "МБА-Москва"13.13Четверг, 13 февраля 2020
    Каждое обращение к Единой биометрической системе обойдется банкам в 200 рублей12.99Среда, 21 марта 2018
    «Ростелеком» представил мобильное приложение для удаленной идентификации в Единой биометрической системе12.86Четверг, 18 октября 2018
    Половина россиян не доверяет зарубежным СМИ12.06Пятница, 08 мая 2015
    Половина россиян поддерживают цензуру в интернете11.93Понедельник, 03 августа 2015
    Половина россиян высказались против роботизации11.93Четверг, 05 августа 2021
    Почти половина россиян смотрит онлайн-видео11.8Среда, 28 сентября 2016
    Почти половина россиян негативно относятся к цифровизации11.8Понедельник, 06 декабря 2021

    Мы в соц. сетях