"Кадры для цифровой экономики" забуксовали

06 март 2020 09:40 #91955 от ICT
Чтобы федеральный проект "Кадры для цифровой экономики", стартовавший в 2019 г. наконец начал действовать, надо разработать систему индикаторов образовательной системы. Пока статистики нет, данные не бьются друг с другом на сотни процентов, поэтому управлять системой невозможно. Такой итог подвел специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков на форуме "Кадры для цифровой экономики 1.2", прошедшем 5 марта на площадке Аналитического Центра (АЦ) при правительстве РФ. Участники панельной дискуссии обсуждали федеральный проект "Кадры для цифровой экономики". Дмитрий Песков начал диалог с того, что в России ушло три года, чтобы понять, какое из слов "кадры цифровой экономики" главное. "Мы решили, что главное – новая экономика, поскольку Минэкономразвития ответственна за программу. В прошлом году с запозданием на девять месяцев проект стартовал. И сейчас мы замерли в ожидании — снова пересобирать его или пойти работать в нужном направлении", - этот вопрос задал Дмитрий Песков себе и участникам дискуссии, а в конце диспута спросил мнение зала. Первый заместитель руководителя АЦ при Правительстве РФ Владислав Онищенко отметил, что если бы деньги не тратили на другие федеральные программы, а вложили бы в кадры, результат бы был. "Государство должно было заложить две вещи — образование должно быть персонализированно. Государство должно помочь обеспечить навык людям и безопасность – в первую очередь персональных данных", - сказал он. Один из модераторов дискуссии декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан рассказал о том, что российская система образования деградирует. "На начальной ступени образования (начальная школа) Россия входит в топ пять лучших стран в рейтингах RIRLS,2016, TIMSS, 2015. Средняя школа уже на 30—33 местах в рейтингах, высшее образование — только один вуз страны входит в топ—200. Рынок труда деградирует еще больше", - отметил он степень деградации кадров в РФ. Директор компании "1С" Борис Нуралиев предложил использовать опыт советского времени — обучать ИТ дополнительно на других факультетах — ввести цифровые кафедры на инженерных специальностях. Также он предложил переместить общие дисциплины в университетах на первом и втором курсах на последние. "Учить математике и ИТ на начальных курсах, а психологию отодвинуть на последние курсы. Чтобы студенты не бросали университет, не понимая, зачем им эти предметы, а могли уже с третьего курса работать", - пояснил он. Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский заявил, что в России сильного заказчика, чтобы изменить образование, сейчас нет. "Все пока могут только поскуливать. Его надо рожать. . У нас между идеей и экспериментом проходит два месяца, и мы считаем, что это долго – нужен месяц. В государстве от идеи до реализации проходит четыре года. Такая система не может работать", - уверен он. Александр Ларьяновский подал чиновникам идею: придти к бизнесу и попросить их сделать пилот за неделю. Он, как представитель бизнеса, обещал заняться быстрой реализацией идеи, если к нему придет чиновник. "Государство не может сделать быстро — мы сделаем", - сказал Управляющий партнер "Skyeng". Дмитрий Песков согласился, что нужно сокращать сроки реализации проектов. "За последние месяцы мы сдвинули плановые цифры по многим проектам с 2035 г. на 2027 г.", - привел он пример. Заместитель премьер-министра республики Татарстан Роман Шайхутдинов отметил, что индустрии некуда деваться — поэтому она заявляет, что сделает дело быстрее государства. "Талантливые айтишники уезжают из регионов в Москву, а потом – за границу. Поэтому важно учитывать региональные особенности при перестраивании системы, в которой регионы являются точками роста для страны. До тех пор пока мы не поменяем политику взаимодействия государства с индустрией, ничего не изменится. С ней надо близко работать — спросить, дождаться ответа и скорректировать регуляторику", - считает он. Александр Ларьяновский предложил ответить на вопрос каждому человеку: "Хочу ли я, чтобы мой ребенок стал учителем". "В учителя идут люди часто по остаточному принципу. Менять систему нужно отсюда. Чтобы люди захотели, чтобы ребенок стал учителем. И повысить проходной балл на поступление на факультет педагога", - выдвинул он идею. Дмитрий Песков задал вопрос залу для голосования: отдать деньги бизнесу – подняли руку 30%, государству на систему образования – 60%, отдать деньги на систему управления - 10%. Из зала задали встречный вопрос: "Кто работает по специальности в дипломе?" Поднятых рук оказалось очень мало. Далее Дмитрий Пеков сказал, что откроет правду: "Федеральный проект цифровая экономика про другое. Мы находимся в ситуации, когда все друг другу врут. Когда никакой реальной статистики об образовании и на рынке труда не собирается. Данные не бьются друг с другом на сотни процентов. Мы вынуждены пользоваться случайно подобранными глобальными рейтингами для определения места страны. Управлять такой системой невозможно. У нас образовательного трудового росстата нет.Чтобы чем-то управлять, мы должны это оцифровать и подсчитать. Что происходит на самом деле - посчитать невозможно. Главной задачей проекта "Кадры для цифровой экономики" была за первый год на кейсах собрать общую антологию от школы до рынка труда, оцифровать ее в базовые предпосылки и научиться считать. Мы этого конечно не сделали. За прошлый год мы сделали две вещи, при этом не получив денег. Как это обычно бывает – надо дать деньги, забрать их и поставить цель. Тогда все начинает работать. Мы сделали базовую модель компетенций – она нужна, чтобы научиться считать. Модель сделал один умный искутвенный интеллект (ИИ). Все эксперты не справились с задачей, а этот черный ящик – да. Загрузили в него данные — он сделал. И второе – мы научились быстро запускать пилоты. Потому что оказалось, что у нас выросло крутое сообщество в регионах из партнерских организаций и вещи, которые кажутся невозможными, апример, дали деньги в октябре, а пилот надо реализовать за 1,5 месяца, стали возможными. Мы научились собирать цифровой след. Это вторая вещь, которая у нас появилась в системе. Мы знаем, когда вуз на самом деле учит людей, и когда он делает вид. Нужно сделать систему двойной морковки, чтобы заставить их работать", - поделился Дмитрий Песков. Он обратился к Министерству с просьбой поставить задачу на разработку системы опережающих индикаторов по контрольным цифрам приема по новым отраслям. Депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по образованию и науке Любовь Духанина считает, что в цифровой экономике необходимо увеличить скорость и смелость принятия решений. Она отметила, что у многим проектам не хватает финансирования. Александр Аузан ответил, что достаточного финансирования ни образования, ни здравоохранения не будет, пока нет субъекта, который будет заинтересован в том, какой результат появится через десять лет. "Потому что образование — это долгосрочные результаты, а бюджет надо осваивать уже сейчас", - пояснил он. В конце дискуссии Дмитрий Песков признался: "Главную ошибку сделал я, как инициатор этого проекта в 2018 г., переоценив устойчивость политических институтов Российской Федерации. Нам показалось, что у нас достаточно сил, связности и устойчивости для того, чтобы замахнуться на сложное системное решение. На самом деле мы не имели право делать задачу только под одно или два министерства. Надо соединять усилия бизнеса, правительства и общества. Мы замахнулись на длинную стратегию и одновременно на сложность, потому что одно без другого не бывает, если мы хотим настоящих изменений. Эта сложность уперлась в бюрократическую сингулярность. Это когда новые документы вступают в силу еще до того, как предыдущие начали действовать. Вопрос - что делать сейчас. У нас есть несколько десятков проектов. Мы можем либо еще помучиться со сложностью, либо из 38 проектов сделать пять простых больших проектов и раздадим деньги людям (прим. ред.: директорам школы). Кто в зале за то, чтобы помучиться, с неясным эффектом, где можно провалиться, но выигрыш потенциальный - это построение через несколько лет в России новых отраслей экономики. Или попроще, быстрее, в течении ближайших трех лет реализуем задачи", - предложил голосовать залу Дмитрий Песков. За сложность проголосовало 50% зала, за быстрый путь – 30% и 20% воздержалось. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    SAP и «Енисейская Сибирь» будут готовить кадры для цифровой экономики17.23Четверг, 06 июня 2019
    Ушло три года, чтобы понять, какое из слов в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" главное. Задача, поставленная на предыдущий 15.88Пятница, 06 марта 2020
    Ушло три года, чтобы понять, какое из слов в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" главное. Задача, поставленная на предыдущий 15.88Пятница, 06 марта 2020
    Ушло три года, чтобы понять, какое из слов в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" главное. Задача, поставленная на предыдущий 15.88Пятница, 06 марта 2020
    Ушло три года, чтобы понять, какое из слов в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" главное. Задача, поставленная на предыдущий 15.88Пятница, 06 марта 2020
    "Цифровой водоканал" разработки РИР включен в базу кейсов "Цифровой экономики"12Четверг, 13 января 2022
    Сто цветов региональной цифровой экономики10.59Среда, 19 декабря 2018
    Запущен портал цифровой экономики10.59Пятница, 15 марта 2019
    5G от ZTE: cоздавая ценность для цифровой экономики10.59Воскресенье, 15 ноября 2020
    Электронные госуслуги забуксовали10.56Понедельник, 28 января 2019

    Мы в соц. сетях