Экспортозамещение ПО - новый тренд под новый грант

21 март 2024 02:40 #115896 от ICT
Об этом заявил председатель правления фонда Александр Павлов, выступая на форуме "Цифровая химия" , организованном ComNews. "Большая задача - выведение российского ПО на зарубежные рынки. И компании к этому готовятся. Мы надеемся, что они в первую очередь будут исходить из экспортного потенциала разрабатываемых ими решений", - сказал председатель правления фонда РФРИТ с трибуны форума. Эксперты и представители бизнеса, опрошенные ComNews, считают, что у России немалый потенциал продажи софта за рубеж. По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, происходит регионализация мира, и Россия влияет на этот процесс. У нашей страны есть экспортный потенциал в разных местах планеты. "Прежде всего это страны СНГ, а также Китай и Индия - хотя с ними сложно работать. Это азиатские страны, Ближний Восток. Экспортный потенциал у нашей продукции есть. Посмотрите на антивирус компании "Лаборатория Касперского". Где он успешно работает - там есть потенциал для продажи российского ПО за границу. Это перспективные рынки", - рассказал аналитик корреспонденту ComNews. Генеральный директор компании Datana (независимый разработчик) Владимир Захаров в разговоре с корреспондентом ComNews экспортное будущее софта из России связывает со странами БРИКС: "Рынок стран НАТО закрылся для нас надолго, но набирающая обороты тенденция многополярного мира вселяет надежду, что зарубежные заказчики перестанут со временем следовать повестке "гегемона". В первую очередь у меня надежда на перспективы в странах БРИКС. Но что далеко ходить, даже российские заказчики отказываются работать с подсанкционными российскими компаниями. Поверьте, это информация из первых рук". Партнер и директор по развитию компании HRlink Дмитрий Махлин считает, что отечественный софт найдет покупателя не только в лице зарубежных компаний, но и у российских граждан, живущих за границей. "На мой взгляд, экспортный потенциал пока не очень высокий, потому что большие зарубежные рынки с понятными для нас механизмами закрыты для российских стартапов. Осталась Индия, суперсложная в плане понимания механизмов работы на этом рынке, и Китай - "алый океан" для практически любого софта. Шансов пробиться туда не очень много. Но для разработчиков остаются открыты рынки стран СНГ - туда идет много стартапов", - ответил Дмитрий Махлин корреспонденту ComNews. Раздача государственных грантов, безусловно, сильный стимул для компаний соответствовать критериям фонда, считают эксперты, но часть из них уверены, что в России не умеют считать потенциал ИТ-решений даже для внутреннего рынка. Куда там оценивать экспортный потенциал. "Считаю, что в настоящий момент у нас отсутствует адекватная процедура оценки потенциала коммерциализации решений даже на внутренних рынках. Эксперты, зачастую представители компаний-участников целевого рынка, оценивают перспективность с точки зрения сиюминутной потребности. Если продукт нужен "вчера", значит потенциал высокий. Только технологии следующего поколения так не создаются. Короткий ответ на заданный вопрос - в России есть технологические наработки высокого мирового уровня. Чтобы превратить их в экспортируемые продукты (тренд "экспортозамещения" - конкуренция на внешних рынках), нужно вложить много денег. Но: венчура в стране нет, кредиты для бизнеса дорогие, то есть расчет только на госфинансирование, однако пока нет адекватной оценки потенциала коммерциализации, и значит, нет права на ошибку", - комментирует Владимир Захаров. Гендиректор Datana не теряет надежду на поддержку РФРИТ: "Насколько мне известно, начиная с 2022 г. гранты фонда выдаются исключительно под особо значимые проекты (ОЗП), то есть через Индустриальные центры компетенций (ИЦК). Мы заявлялись на грант в 2022 г., но не удалось пройти до конца процедуры. Хотим попробовать войти с другим продуктом в список ОЗП второй волны. Тогда сможем претендовать на грант РФРИТ". Эльдар Муртазин считает, что вместо требований повысить экспортный потенциал государство должно помочь разработчикам в этом деле: "Учитывая, что у нас в стране не так много софтверных разработчиков, им нужно научится приспосабливать ПО для экспорта. Раздача грантов - это поддержка со стороны государства, но требовать на берегу, чтобы разработчик умел работать на разных рынках, вероятно, нельзя. Взять ту же "Лабораторию Касперского ". Это коммерческая организация, и обязать их помогать новым стартапам или направлениям в деле повышения экспортного потенциала, наверно, тоже нельзя. Нужно, чтобы это было государственной политикой, которая оценивает все что происходит". Крупный российский бизнес недолюбливает облака из-за их потенциально слабой защищенности. За рубежом отношение к облачным решениям проще, так как есть несколько популярных программных продуктов от известных вендоров, в том числе, Microsoft. Должны ли быть российские решения непременно облачными, и есть ли представление об экспортном потенциале облачных решений от российских вендоров? - спросил корреспондент ComNews у экспертов и представителей ИТ-бизнеса. "Облака - это наше будущее и настоящее. Их можно любить или не любить, но это необходимая часть происходящего в ИТ-сфере. Пока я не вижу потенциала в российских облачных решениях. Мы даже российский рынок не можем насытить системами хранения данных (СХД)", - читает Эльдар Муртазин. Владимир Захаров считает, что не все решения могут быть облачными с точки зрения времени отклика или требований информационной безопасности: "Например, мы работаем с системами реального времени для управления технологическим оборудованием в металлургии и химии. Тут в полный рост встают как требования по производительности и отказоустойчивости, так и требования по информационной безопасности. Конечно, это ограничение для продвижения продуктов, но оно обосновано спецификой отрасли". Дмитрий Махлин не согласен, что российский бизнес не любит облачные решения: "Судя по нашему опыту, компании в России привыкли к облакам, как и в Китае и в Индии. Мы продаем сервис для автоматизации работы с первичными документами Entera Globa в Индии, и спрос есть как на решения on-premise, так и на облачные версии". Цель государства, которое намерено поощрять экспорт российского софта, собеседники ComNews видят в стимуляции роста отрасли. Они отметили то, что российский ИТ-рынок слишком мал, чтобы на нем появлялись крупные софтверные корпорации, и требует роста. "Дело не в пополнении бюджета. Дело в том, что в России недостаточно большой рынок, чтобы создавать действительно крупные компании. Например, в России есть потенциал для разработки хорошего программного решения. Но для того, чтобы стартап был успешен, рынок должен быть определенного размера. А в России он ограничивается двумя тысячами крупных компаний. Соответственно, разработчики сталкиваются с тем, что нет условий для появления больших успешных корпораций. Цель в продвижении компаний за рубеж - расширение горизонтов, стимулирование роста отрасли", - считает Дмитрий Махлин. Эльдар Муртазин уверен, что софт, замкнутый в рамках одной страны, не выживает: "Нам нужно максимальное количество рынков, до которых мы можем дотянуться. Тогда стоимость софта, в том числе для России, снизится". Владимир Захаров видит основной целью стимуляции экспортного потенциала российского ПО технологическое развитие страны: "Российский рынок слишком мал для создания аналогов продуктов ушедших западных компаний. Необходим доступ к внешним деньгам и заказчикам, чтобы российские разработчики могли не просто повторить, но и превзойти западных конкурентов. Чисто за деньги государства это сделать невозможно. Так что речь о технологической безопасности страны". Он назвал хорошей мыслью привлечение к экспорту отечественного ПО Российского экспортного центра (РЭЦ), чтобы кредитовать зарубежного покупателя отечественного ПО (возможно под госгарантии с пониженной процентной ставкой). Гендиректор Datana выразил надежду, что подобные конструкции будут разработаны и доступны для независимых разработчиков. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях