ИБ для медиакомпаний: проблемы и решения

18 дек 2023 02:40 #115509 от ICT
Согласно отчету компании "Солар", в России за второй квартал 2023 года выявлено 325 тыс. событий информационной безопасности (ИБ), а количество подтвержденных инцидентов возросло на 24% по сравнению с первым кварталом 2023 года. Тенденция к росту сохраняется последние полтора года. При этом значительная доля инцидентов приходится на участников медиарынка, которые наименее подготовлены к подобным ситуациям. Если раньше наиболее актуальной задачей для медиакомпаний в рамках обеспечения информационной безопасности была защита контента от пиратства, то сейчас пришлось лицом к лицу столкнуться со всем арсеналом злоумышленников – это и DDoS, и подмена контента, и взлом сигнала телеканалов. Также значительно изменились цели злоумышленников: ранее наиболее частой проблемой было вымогательство через вирусы-шифровальщики, а сейчас это целевые подготовленные атаки с использованием разнообразных OSINT-техник ради разрушения инфраструктуры компаний. По данным QratorLabs, в третьем квартале 2023 года медиасегмент вошел в топ-5 главных целей хакеров – 4,99% от общего количества атак. Государство коренным образом изменило свое отношение к сфере кибербезопасности, и ей начали уделять внимание на самом высоком уровне. В частности, Указ Президента РФ №250 от 01.05.2022 г. и следующее за ним Постановление Правительства РФ №1272 от 15.07.2022 г. определяют перечень организаций, которые нуждаются в повышенных мерах защиты от киберугроз, возлагают персональную ответственность на руководителей организаций за обеспечение информационной безопасности. Также документы вводят в компаниях обязательную должность заместителя руководителя, ответственного за обеспечение ИБ. Еще в 2017 году был принят Федеральный закон №187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", определивший ключевые отрасли для государства, а также принципы обеспечения ИБ в компаниях из этих отраслей. При этом медиаотрасль в целом и телевидение в частности ни в один из этих документов не вошли. В октябре 2023 года в СМИ появилась информация о том, что Минцифры разработало требования, согласно которым российские СМИ должны до 2025 года создать внутренние структурные подразделения, отвечающие за вопросы ИБ. Правда, эти требования будут распространяться не на всех вещателей, а только на телеканалы первого и второго мультиплексов, также на операторов сотовой связи, спутникового ТВ и крупнейших федеральных печатных СМИ. Все они должны будут перейти на отечественные средства защиты информации (СЗИ). Несмотря на то, что прочие телеканалы, не входящие в федеральные мультиплексы, пока не подпадают под требования регулятора, им тоже не следует расслабляться. Во-первых, угроза кибератак нависает и над ними, а, во-вторых, законодательство в какой-то момент могут расширить. Опрос "Лаборатории Касперского" показал, что по итогам 2022 года объем расходов на кибербезопасность в российских компаниях составил примерно 19% от общего ИТ-бюджета. У многих медиакомпаний затраты на безопасность значительно ниже. В отличие от телеком-компаний, которые в большинстве своем имеют ИБ-компетенции высокого уровня, у вещателей дела с этим обстоят плачевно. Мало кто из них может позволить себе содержать в штате специалистов по информационной безопасности, не говоря уже о целых профильных подразделениях. Чаще всего дело ограничивается одним сисадмином и инженерами, обслуживающими вещательное оборудование, а у многих нет и этого. Такая ситуация сложилась не только из-за ограниченности бюджетов, хотя это и один из главных факторов, но и по причине существующих в отрасли стереотипов. До сих пор многие были уверены, что злоумышленников интересуют только крупные ресурсы и компании, а небольшие игроки – нет. Также бытовало мнение, что атакам подвержены сайты и внешние ресурсы, а на ТВ-комплексы и производства никто внимания обращать не будет. Часто доводилось слышать, что опасность исходит только из внешнего периметра, а угрозы изнутри отсутствуют. Ну и бессмертный хит, что антивирусного ПО достаточно для исключения проникновения во внутренний периметр корпоративной сети. Реальность сама развеяла эти мифы, заставив медиарынок задуматься о том, как же теперь в спешном порядке обеспечить себе необходимый уровень ИБ. И это комплексная задача, требующая взвешенного подхода. В медиаотрасли существуют отечественные решения для обеспечения информационной безопасности, но проблема состоит в том, что ими никто не пользуется. Исторически так сложилось, что многие компании предпочитали инсталлировать зарубежные "коробочные" решения типа "все в одном". В текущей же ситуации, когда зарубежные вендоры ушли с рынка и перестали их поддерживать, переход на российские аналоги является насущной необходимостью, но это небыстрый процесс. Требуется не только физическая установка новых систем и их настройка, но и изменение сознания, чтобы перестроиться на работу с ними. Для этого необходимо время, которого практически нет. Также нужно учитывать проблему с квалифицированными кадрами и резко возросшую конкуренцию за эти кадры. Телекомпаниям недостаточно взять в штат готовых специалистов по ИБ, так как эта отрасль и используемые в ней решения имеют свою специфику, отличную от других сегментов рынка. Нехватку кадров можно восполнить только подготовкой новых специалистов, а это опять-таки упирается в необходимость потратить на обучение время. В случае отсутствия требуемого уровня компетенций в области ИБ у канала или компании можно воспользоваться аутсорсингом, и привлечь стороннего отечественного провайдера, предоставляющего услуги ИБ для медиакомпаний. Такой подход имеет сразу ряд преимуществ. Так, у аутсорсера уже есть необходимая экспертиза и профильные квалифицированные специалисты, а также готовые отраслевые решения. Все это позволит вещателю минимизировать затраты на оборудование, ПО и дополнительные штатные единицы. Кроме того, многократно ускорить процесс внедрения сертифицированных решений, отвечающих всем положениям российского законодательства. Требования к ИБ критически значимой для бизнеса инфраструктуры следует прописывать в SLA (Service Level Agreement – соглашение об уровне сервиса). Наличие SLA не защитит от кибератак, но гарантирует повышенный уровень внимания со стороны аутсорсера, качественную техподдержку и высокую скорость реакции на инциденты. Аутсорсинг позволяет телеканалу не наращивать ИБ-компетенции, а, выбрав поставщика, заниматься своей основной деятельностью, не перестраивая процессов. При этом участникам медиаотрасли нельзя расслабляться и забывать о том, что их деятельность, не на бумаге, но по факту относится к критически важной, и последствия успешных кибератак могут быть весьма критичными не только для пострадавшей компании. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Автоматизация масштабного найма: проблемы и решения10.85Воскресенье, 14 августа 2022
    Опыт миграции решений Atlassian: проблемы и пути решения10.62Воскресенье, 23 июля 2023
    ДОМ.РФ запустит цифровую академию для решения проблемы дефицита кадров в строительстве10.51Четверг, 13 мая 2021
    Открыта первая точка доступа в интернет в рамках решения проблемы цифрового неравенства в России10.18Вторник, 17 февраля 2015
    Установлена первая в Ростовской области точка доступа в интернет в рамках решения проблемы цифрового неравенства10.08Понедельник, 17 августа 2015
    Акции крупных медиакомпаний в США падают9.57Пятница, 07 августа 2015
    Евросоюз может ввести новый налог для медиакомпаний9.37Среда, 28 февраля 2018
    «Норбит» представила решение для медиакомпаний на базе Microsoft Dynamics CRM9.27Четверг, 26 ноября 2015
    Холдинг ЦТВ вступил в ассоциацию медиакомпаний стран пояса Шелкового пути9.17Вторник, 19 декабря 2017
    e-SIM преодолеет все проблемы6.49Среда, 15 сентября 2021

    Мы в соц. сетях