Значение ИЦК и "горизонтальных" решений для формирования новой технологической парадигмы в России

13 нояб 2023 02:40 #115226 от ICT
В настоящее время меняется ландшафт российского софтверного рынка – в связи с потребностью заказчиков в быстром замещении технологического стека. В новых реалиях выделяются два основных направления: создание индустриальных центров компетенций (ИЦК) и растущие инвестиции крупных игроков из различных отраслей в разработку собственных нишевых программных продуктов. Об актуальности и перспективах такого подхода рассуждает генеральный директорSL Soft Тагир Яппаров. Центры компетенций – глобальный тренд Активное участие крупнейших заказчиков в разработке отраслевого ПО для промышленности в рамках индустриальных центров компетенций – общемировая практика. Из проектов для таких якорных клиентов выросли практически все широко распространенные в мире программные продукты для автоматизации производственных процессов. Это первые версии наиболее популярных сегодня ERP-систем, пакеты для автоматизации проектирования, решения для машиностроения, транспорта и многие другие. В России в июле 2022 года было сформировано более 30 ИЦК по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. Перед нашей ИТ-индустрией и промышленностью стоит очень сложная общая задача: обеспечить создание импортонезависимой инфраструктуры в предельно сжатые сроки. Согласно целевым показателям, приведенным в дорожной карте "Новое индустриальное ПО", индекс технологической независимости в области промышленного ПО (интегральный показатель, отражающий уровень развития технологий) к 2030 году должен подняться с нынешних чуть более 50% до 82,14%. В этой же дорожной карте определены и приоритетные направления разработки ПО:
  • системы автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом изделий среднего и тяжелого класса на базе интегрированной инженерной платформы;
  • платформы управления технологическими и производственными процессами предприятия на базе технологии Интернета вещей;
  • платформы для управления ресурсами предприятия.
Помимо этих приоритетных направлений существует большое количество дополнительных, более нишевых индустриальных задач: например, по разработке специфического ПО для геологоразведки, управления безопасностью на транспорте и пр. Для некоторых из них просто не существовало зрелых российских альтернатив (по оценке Минцифры, отраслевых решений без актуальной замены около 20%), и к реализации таких проектов приходится подходить практически "с нуля". В нашей стране не так много крупных разработчиков прикладного ПО. Подавляющее большинство – компании малого и среднего размера, которые производят частные решения, не покрывающие весь спектр потребностей якорных заказчиков. Именно поэтому ИЦК построены по принципу консорциумов и объединяют нескольких разработчиков цифровых продуктов и крупных заказчиков – конечных пользователей. При этом роль последних в создании промышленных решений очень важна: это постановка задачи и определение требований для разработки ПО, участие в процессе разработки и обеспечение обратной связи на каждом из этапов создания продукта. Наконец, на плечи заказчиков ложится и большая часть объема финансирования таких проектов. Изменения в подходе к внутренним разработкам С другой стороны, иногда корпоративные заказчики пытаются на основе опыта внутренней разработки сформировать проекты по развитию собственных "горизонтальных" бизнес-приложений: систем автоматизации финансов, управления персоналом или даже "инфраструктурных" и офисных пакетов. Здесь, в отличие от ситуации с промышленным ПО, рыночная ситуация принципиально другая. Действует множество независимых команд разработчиков, представлено большое количество продуктов, некоторым из которых уже не один десяток лет. Попытки развития клиентских разработок в таких "горизонтальных" областях распыляют ресурсы заказчиков – они тратятся на проекты, в которые им трудно добавить свои уникальные знания или технологии и где требуются значительные ресурсы и компетенции, чтобы вывести продукты на рынок, где уже представлены зрелые решения. В то же время изменения технологической парадигмы происходят и в этой области. Главная проблема импортозамещения "горизонтальных" технологий состоит в очень большой фрагментации ландшафта отечественных продуктов и вендоров. Еще недавно "становой хребет" корпоративной информационной системы крупного заказчика строился на продуктах и технологиях десятка крупнейших глобальных вендоров, которые "закрывали" своими решениями большие участки ИТ-ландшафта компании: инфраструктурный слой, мультисервисные коммуникации, СУБД, прикладные системы, информационная безопасность и пр. В каждом из этих сегментов действовал 1-2 международных игрока, готовых решить задачи клиента "под ключ". Сегодня, чтобы организовать переход на импортонезависимые технологии, крупному заказчику приходится обращаться к сотням российских производителей частных решений – корпоративную систему предстоит собирать из небольших "кирпичиков", а не из крупных западных "строительных блоков", как прежде. Поэтому перед корпоративным заказчиком неизбежно встают вопросы совместимости этих решений между собой и с другими компонентами российского программного стека. Непонятно, насколько малые и средние компании, которые сегодня составляют наибольшую долю среди всех поставщиков ПО, будут финансово устойчивы и смогут ли инвестировать в поддержку и развитие своих продуктов на протяжении жизненного цикла информационной системы – а это порядка 10 лет. Успех – в сплоченности и экспертизе Очевидно, что сегодня перед российским рынком корпоративного ПО стоит задача консолидации и формирования пула крупных вендоров, способных:[*]предоставить зрелые решения, закрывающие большую технологическую область корпоративной информационной системы;[*]обеспечить реализацию долгосрочной стратегии развития и совместимость стека технологий;[*]предложить требуемый корпоративными заказчиками уровень поддержки и сопровождения систем;[*]создать вокруг технологий необходимую бизнес-инфраструктуру: программы подготовки специалистов, партнерскую сеть, информационную поддержку и пр. Сегодня процессы консолидации уже начались. Мы видим примеры формирования крупных российских технологических экосистем в ОС, СУБД, коммуникационные приложения, облачных технологиях, решениях для управления ресурсами предприятий, информационной безопасности и пр. SL Soft – один из примеров крупного вендора бизнес-приложений, который собирает портфель зрелых решений в области "умных" систем управления цифровыми процессами. Мы надеемся стать заметной частью формирующейся новой технологической парадигмы. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Кто адаптирует ТВ-отрасль к новой технологической реальности?12.89Понедельник, 02 сентября 2019
    Ученые оценили значение открытия нобелевского лауреата по химии из России11.62Четверг, 05 октября 2023
    Сдвиг парадигмы10.68Пятница, 21 декабря 2018
    "Башнефть" испытала российские технологии исследования горизонтальных скважин10.11Четверг, 28 апреля 2022
    Из «Информационного общества» удален пункт о достижении технологической независимости России9.68Среда, 28 декабря 2016
    Из госпрограммы «Информационное общество» удаляют пункт о технологической независимости России9.68Среда, 28 декабря 2016
    Из госпрограммы «Информационное общество» удаляют пункт о достижении технологической независимости России9.58Среда, 28 декабря 2016
    Цвет имеет значение9.5Пятница, 15 января 2016
    Размер имеет значение9.5Среда, 21 августа 2019
    Срок имеет значение9.5Среда, 26 июля 2023

    Мы в соц. сетях