Обменным курсом: для авиакомпаний РФ создан сервис связи "борт–земля"

28 июль 2023 09:40 #114178 от ICT
Для авиакомпаний РФ создан отечественный сервис связи "борт–земля". Он позволяет обмениваться цифровыми сообщениями между экипажами и наземными службами перевозчика, передавать телеметрию и прочие данные. До введения санкций в 2022 году использовалось оборудование швейцарской компании SITA и американской ARINC, но позднее организации отказали российской стороне в доступе к своим сервисам. Теперь наземные станции и ПО перевозчикам предоставляет "Ростех". К сервису уже подключились "Аэрофлот", S7 и Red Wings. До конца года наземные станции для передачи информации будут установлены в десяти аэропортах России, сообщили в корпорации. "Борт–земля" Дочерние структуры ГК "Ростех" восстановили для российских авиакомпаний сервис цифровой связи "борт–земля" для обмена цифровыми текстовыми сообщениями в полете. Об этом "Известиям" рассказал представитель госкорпорации. Речь идет о технологии ACARS — (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) — адресно-отчетной системе авиационной связи. Она применяется с 1978 года и используется для передачи коротких и простых текстовых сообщений между экипажами самолетов и наземными службами авиакомпаний или диспетчерами на аэродромах. Это происходит с помощью наземных станций по прямой радиосвязи или через спутник. Например, через ACARS можно передать информацию об основных этапах полета, данные о состоянии систем самолета в полете, технические сообщения. При этом сервис — опциональный, перевозчики сами выбирают, подключаться ли к нему, пояснили в госкорпорации. Это своего рода альтернатива голосовому радиообмену с диспетчером или замена бумажного документооборота между экипажем и собственной авиакомпанией. В случае с диспетчером ACARS устраняет проблему языковых акцентов, например, при начитке метеорологической информации пилот не всегда может с первого раза понять диспетчера, сообщающего в эфир информацию о погоде, тогда как текстовое сообщение интерпретируется однозначно, пояснил собеседник "Известий" на авиарынке. До марта 2022-го оборудование для передачи ACARS-сообщений предоставляли и обслуживали иностранные провайдеры SITA (Швейцария) и ARINC (США). Для этого в РФ была размещена сеть их радиостанций, а обработка авиасообщений осуществлялась в зарубежных процессинговых центрах. Но с 29 марта прошлого года сервисы стали недоступны российским перевозчикам после введения санкций в отношении российской авиаотрасли. Дочерние компании "Ростеха" — "Азимут" и "Инфоком-Авиа" — разработали и начали устанавливать собственные радиостанции и программное обеспечение для восстановления работы, пояснили "Известиям" в госкорпорации. - Фактически всё это время — больше года — перевозчики мучались. Самолеты в небе не имели прямой связи со своими авиакомпаниями. Например, экипажи испытывали сложности с передачей телеметрии и других актуальных данных с борта. Аналогично у диспетчеров были затруднения в части корректировки действий экипажей, находящихся в полете, что могло вести к перерасходу топлива. Информация о готовности судна к полету, о том, что пассажиры загружены и груз распределен, передавалась сначала по телефону в офис авиакомпании и далее в уполномоченные инстанции в бумажном виде, — рассказал источник "Известий", близкий к одному из перевозчиков. Это существенным образом влияло на производственные процессы, добавил он. Альтернатива голосу Сейчас российские наземные станции размещены в нескольких аэропортах, включая Шереметьево, сообщили в "Ростехе". До конца года планируется внедрить их в десяти авиаузлах, уточнил "Известиям" гендиректор "Инфоком-Авиа" Виктор Соломенцев. А обработка данных теперь производится в российском процессинговом центре. Но для полномасштабного предоставления сервиса по всей стране необходима установка 105 таких станций. - Сервис обеспечивает передачу всей телеметрии с борта самолета в центр управления авиакомпании, обмен экипажей и оперативных служб метеорологической и плановой информацией, необходимыми инструкциями, в том числе в критических ситуациях, — пояснил "Известиям" Виктор Соломенцев. Сервисом уже пользуются "Аэрофлот", S7 Airlines и Red Wings, сообщили в "Ростехе". Соглашение о сотрудничестве подписано с "Россией" и белорусской "Белавиа". Представитель Red Wings подтвердил, что авиакомпания начала использовать отечественный сервис с июня. - Преимущество в обмене цифровыми данными и текстовой информацией состоит в минимизации рисков потери корректных данных по сравнению с "голосовым" обменом данными по радиосвязи. Полученный экипажем воздушного судна текст, например, скорректированный уже в полете маршрут, позволяет корректно передать данные в органы по организации воздушного движения (ОрВД), сэкономив время на их обработку и применение, тем самым обеспечив наиболее эффективное и безопасное использование имеющейся структуры воздушного пространства и минимизацию выбросов оксида углерода в окружающую среду, — пояснили "Известиям" в авиакомпании. "Известия" направили запросы в "Аэрофлот", S7 и "Белавиа", а также в Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и ряд региональных аэропортов, однако компании переадресовали их в ГК по ОрВД. В госкорпорации "Известиям" лишь сообщили, что оказывают содействие в размещении станций ACARS на аэродромах страны. В настоящее время такие станции установлены в Шереметьево, добавили там. Следующий этап Следующим этапом с помощью станций "Ростеха" планируется восстановить и другие цифровые продукты для перевозчиков. Например, направление на борт сводок погоды по аэродрому (D-ATIS), цифровых разрешений на вылет (DCL), а также организовать обмен сообщениями между экипажами и диспетчерами на аэродромах (CPDLC), отметили в госкорпорации. При этом, по словам источника "Известий" в авиаотрасли, знакомого с работой сервисов ACARS, внедрение российского оборудования и станций идет пока медленнее, чем хотелось бы. Но эти сервисы действительно нужны. Из-за их отсутствия пилотам приходится вручную вбивать данные плана полета в бортовой компьютер (FMC), а ранее они загружались туда автоматически через ACARS из центра управления полетами авиакомпаний (ЦУП). Соответственно, сейчас увеличилось время работы экипажа на земле. - Что касается установленных ранее иностранными провайдерами станций, то они отключены. Можно было бы попробовать выкупить их по остаточной стоимости, но из-за санкций не ясно, будут ли иностранцы вести переговоры с российскими компаниями и как проводить платеж. Поэтому "Ростех" вынужден дублировать оборудование, — пояснил источник. Пока российские станции установлены в Шереметьево и Домодедово, утверждает собеседник. Но этого недостаточно, так как они работают в УКВ-диапазоне, то есть в зоне прямой видимости, и даже на один крупный аэропорт нужна не одна станция, чтобы было полное покрытие сигналом. Цифровые технологии сегодня внедряются повсеместно, они повышают качество и оперативность обмена информации, безопасность, летать без них сложно, особенно с учетом увеличения интенсивности полетов, отметил авиаэксперт Роман Гусаров. Поэтому инициатива госкорпорация по созданию отечественного сервиса только приветствуется. Российской авиаотрасли предстоит разработать и внедрить еще множество цифровых продуктов на замену иностранным, заключил он. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    "Ростех" импортозаместил систему цифровой связи "борт-земля" для российских авиакомпаний29.58Пятница, 28 июля 2023
    Интерактивный сервис создан Министерством информационных технологий и связи Челябинской области совместно с Челябинским региональным ц12.77Четверг, 09 января 2020
    Интерактивный сервис создан Министерством информационных технологий и связи Челябинской области совместно с Челябинским региональным ц12.77Четверг, 09 января 2020
    Интерактивный сервис создан Министерством информационных технологий и связи Челябинской области совместно с Челябинским региональным ц12.77Четверг, 09 января 2020
    Интерактивный сервис создан Министерством информационных технологий и связи Челябинской области совместно с Челябинским региональным ц12.77Четверг, 09 января 2020
    "Авиасейлс" запустил сервис аналитики для авиакомпаний, аэропортов и онлайн-тревел агентств12.47Среда, 26 мая 2021
    Создан сервис вымогательства как услуги «для чайников»10.1Вторник, 24 января 2017
    В Москве создан сервис жилищного самоуправления «Электронный дом»9.99Среда, 21 марта 2018
    Курсом на корпоративный рынок9.9Понедельник, 19 декабря 2022
    В России создан сервис для онлайн-заказа кофе на вынос9.88Четверг, 09 марта 2017

    Мы в соц. сетях