Рынок ИТ-консалтинга – быть или не быть в России?

26 июнь 2023 02:40 #113749 от ICT
Тренд на импортозамещение в России будет только усиливаться, причем важную роль в этом процессе будет играть ИТ-консалтинг, который пока не развит, заявил замглавы Минцифры Максим Паршин на крупном ИТ-форуме в конце мая 2023 года. Примечательно и симптоматично, что ИТ-консалтинг был упомянут именно сейчас. До этого момента разговор в диалоге профильного министерства с представителями ИТ-бизнеса шел о разработке ИТ-решений, оборудовании, программировании. Заявление Максима Паршина - первый случай в контексте импортозамещения и, в более широком смысле, цифровой трансформации, когда дискуссия повернулась в направлении консалтинга. И это очень позитивный знак, потому что если речь идет именно о цифровой трансформации бизнеса, то слово "трансформация", безусловно, здесь главное и определяющее, а отнюдь не цифра и не технологии. Согласно материалам фундаментального доклада ЮНЕСКО по науке "На пути к 2030 году", развивающиеся страны активно вкладывают средства государственных и негосударственных фондов в развитие ИКТ на всех уровнях. По мнению авторов доклада, с учетом того, что ИКТ являются катализатором для развития многих секторов экономики, рынок консалтинга в области ИКТ, скорее всего, продолжит расти в ближайшее время. Смотрим в прошлое. ИТ-консалтинг – как верхнеуровневая надстройка До этого момента ИТ-консалтинг, безусловно, тоже существовал, но воспринимался скорее как продукт для премиального либо очень нишевого потребления – написания ИТ-стратегий, защиты ИТ-бюджетов, обоснования изменений в оргструктуре ИТ-департаментов. До последнего времени основные деньги и спрос в ИТ-индустрии были сконцентрированы на больших комплексных решениях ведущих вендоров: SAP, Oracle, Microsoft, IBM и др. Покупать их было просто, удобно и в целом "принято". Модель работала достаточно линейно – выбор двух-трех зарекомендовавших себя мировых решений от промышленной автоматизации до ERP, затем их внедрение силами интегратора, параллельно покупка и развертывание необходимой инфраструктуры. Каждый из международных производителей обещал, что именно его преднастроенные решения, основанные на универсальных лучших практиках, смогут стать той "серебряной пулей", которая радикально повысит эффективность всех процессов. И на самом деле, долгое время шаблонные решения работали, и большинству компаний, особенно в ресурсном секторе, не требовалось ничего изобретать – маржи хватало и на финансирование премиального избыточного продукта, и на "заливание" процессных нестыковок и проблем деньгами. А главное, ИТ-руководители имели железобетонный аргумент в свою пользу: внедрение лучших мировых решений на предприятии – это гарантированный бизнес-результат, ведь так делают все крупные предприятия в мире. Например, 92% компаний из списка Forbes Global 2000 используют системы SAP. Мир уже не будет прежним Ситуация начала меняться по мере развития новых технологических трендов, таких как демократизация технологий, появление решений с открытым кодом, low code/no code решений, технологий обработки данных и AI. Их практическая реализация привела к тому, что ИТ-ландшафт из монолитного и стандартизированного, основанного на 2-3 базовых системах, переходит в очень "пестрое" состояние из десятков разных специализированных систем, глубоко кастомизированных под задачи конкретной компании, увязанные в рамках гибкой логики с адаптацией под постоянные изменения бизнес-процессов. О подобном подходе, как о следующем этапе в развитии ИТ-архитектур в формате "после ERP", в частности, в своих исследованиях говорит McKinsey "From ERP-centered thinking to a modern platform organization", Gartner "Future of ERP is composable" – везде речь идет о модульности, высокой кастомизации и платформе, как едином взаимоувязывающем слое. То есть монополия больших вендоров и общепринятых стандартных решений постепенно разрушается, уступая место разнообразию систем и поставщиков с гораздо меньшими бюджетами и возможностями. Входной билет в цифровизацию начинает определяться не только и не столько суммами в бюджетах, сколько интеллектуальной составляющей на стороне поставщика - умением создать неординарное, востребованное решение. В качестве примера к своей мысли приведу компанию UiPath, история которой началась в 2005 году в Бухаресте, столице Румынии, где 10 энтузиастов в квартире создавали библиотеки автоматизации. Сегодня решения компании не первый год входят в Magic Quadrant™ Gardner для роботизированной автоматизации процессов, а капитализация компании составляет более 10 млрд долларов США. Также большая роль и ответственность в цифровизации и ИТ-внедрениях лежит на стороне клиента – как сконфигурирована архитектура, как выстроены процесс и операционная модель, умеет ли компания работать с экосистемой, способна ли быстро меняться, запущен ли инновационный конвейер? Косвенным подтверждением тренда на массовую кастомизацию и отход от стандартных, "пакетных" решений служат факты, изложенные, например, в исследовании CFRA за 2022 год, – более 70% внедрений систем потребуют доработки в части заказной разработки, дописывания и изменения кода. То есть конкуренция уже лежит не только и не столько в плоскости систем, а в подходах к их сочетанию и конфигурации. Разговор идет о том, насколько удастся выстроить правильный ландшафт, оптимально соответствующей стратегии развития, создать условия для постоянного обновления и развития систем, привнесения новых технологий. Как вовлечь бизнес в эту работу и сделать удобными ИТ-инструменты? Такой подход важен, чтобы трансформация действительно стала трансформацией, а не просто автоматизацией и покупкой набора систем. Да еще революция в области AI вообще может "перевернуть доску" - развитие технологий обработки данных в принципе меняет подходы к автоматизации и цифровизации. Соответственно, старые подходы в скором времени перестанут работать. А зачем нам этот ИТ-консалтинг? В этом смысле, значение ИТ-консалтинга и трансформационного консалтинга в широком смысле резко возрастает. Это именно тот компонент, которой создает максимум добавленной стоимости в рамках процессов цифровой трансформации. Именно от того, насколько качественно будет спроектирована перспективная архитектура, выстроены процессы управления ИТ-ландшафтом и трансформацией вообще, будет зависеть успех цифровизации в целом. Ведь несмотря на высокий приоритет, который заявляют многие компании с точки зрения своего цифрового развития, по данным BCG, до 70% подобных трансформаций не достигают поставленных целей. Речь идет не только о проблемных компаниях — неудачу терпят и самые эффективные, лидеры рынка и любимцы инвесторов. Для РФ ситуация стала еще более актуальной после 24 февраля 2022 года, когда начался исход западных вендоров. С февраля прошлого года более 170 зарубежных ИТ-компаний заявили о полном уходе с отечественного рынка и прекращении поставок и техподдержки, еще почти 50 сообщили об ограничениях в работе с российскими пользователями. Microsoft, HP, Dell Cisco, SAP, Poly, Avaya, Oracle, IBM, TSMC, Nokia и Ericsson, Samsung, Apple. Оставшись без привычных решений и выстроенных партнерских связей, российский бизнес столкнулся с выбором – продолжать поддерживать то, что есть и/или создавать новое, сделать шаг в будущее. Вызов и красота момента состоит в том, что тренды развития технологий, их демократизация, развитие систем AI позволяет перескочить ступеньку, не изобретать новый SAP, а сразу создавать и внедрять решения завтрашнего дня. Соответственно, и роль ИТ-консалтинга также выросла. Стал востребован свежий, стратегический взгляд, определенная смелость в предложении решений. Помимо этого, важно сделать так, чтобы организация не отторгала изменения, менялась по новым принципам, включилась в инновационный конвейер. Крайне востребована архитектурная составляющая, стратегические знания в области перспективных моделей управления данными, развития систем AI. Успешен будет тот, кто способен предлагать новые решения, запустить и управлять процессом бизнес-трансформации. Особенно важна эта компетенция, когда речь идет о создании новых продуктов в рамках импортозамещения. Важно правильно сформулировать требования, упаковать продукт, оценить его перспективность, проанализировать рынок, гибко реагировать на изменения, думать про комбинации, экосистемы и коллаборации. И генеративный интеллект здесь не поможет... Есть ли в стране рынок ИТ-консалтинга? В России, да и во всем остальном мире, темой ИТ-консалтинга в большей степени занимались иностранные консультанты - BCG, IDC, Gartner, Accenture, Big4. По данным Gartner, если говорить о мировых трендах, динамика роста сегмента ИТ-консалтинга в три раза выше динамики ИТ-индустрии в целом. Но на этом пути есть серьезные НО. Консалтинг – это мировая интеллектуальная элита, которая может обобщить, увидеть тренды, провести правильные параллели. Все мировые гранды, имевшие представительства в России, как один покинули наш рынок. На их месте и базе российской части коллективов, сделавших выбор в пользу страны, возникли компании с российскими акционерами. Одномоментно они потеряли доступ к экспертизе и базе знаний, накопленным в глобальных компаниях, возможность бесшовного изучения мировых практик. Бесспорно, остался опыт и интеллектуальный потенциал, понимание того, как это делается в лучших мировых компаниях. Но этих "островков" знаний не так много, и сейчас они находятся в свободном плавании без поддержки и ауры западных брендов. Да, есть вызов момента, много непростых и интересных задач, и это серьезно драйвит рынок. Но этому совсем молодому новому направлению российского бизнеса нужна поддержка, ведь их актив – это люди, большинство из которых в любой момент найдут себе работу в глобальной мировой экономике. Например, "классические консультанты" на западе активно развивают свои AI подразделения, и во многих из них руководители с русскими фамилиями: Александр Сухаревский из Quantum Black (поглощен McKinsey в 2015), Леонид Жуков в BCG X и BCG Global AI Institute. Пока же поддержка со стороны государства в отношении сектора ИТ сконцентрирована достаточно узко, а именно на уровне ИТ-технологий, продуктов, разработки. При этом за скобки выносится вся архитектурная, трансформационная, наконец, визионерская и стратегическая составляющая. Очень важно, что на уровне правительства заговорили про поддержку в более широком смысле. Необходимо рассматривать технологический суверенитет не только как набор технологий, но как комплекс задач – технологических, трансформационных, культурологических. Здесь тоже есть над чем работать и лидерам рынка, и представителям государственной политики в сфере цифровизации. Недавно я участвовал в дискуссии, посвящённой ИТ-консалтингу. ИТ-компании пытаются натянуть на себя понятие "консалтинга" кто как может. Для многих ИТ-консалтинг – это о том, как одну систему заместить другой, подчеркну, именно заместить, а не создать что-то новое, изменяющее парадигму решения проблемы. Про необходимые изменения в бизнес-процессах и оргструктуре забывают. Оно и понятно, ИТ-компании – это про технологии, опыта и экспертизы консалтингового подхода просто нет в штате, либо это единичные сотрудники. Именно поэтому Максим Паршин и сказал, что здесь очень важна роль ИТ-консалтинга, который у нас в стране не развит пока, к сожалению. Но рынок интуитивно чувствует, что появился большой интересный и востребованный сегмент. В этом смысле меры государственной поддержки, которые государство реализует в отношении разработчиков программных продуктов и ИТ-интеграторов, необходимо распространить на сферу ИТ- и трансформационного консалтинга. При этом речь идет не только о прямой поддержке в виде льготного налогообложения (сейчас ИТ-консалтинг относится к сфере информационных технологий, но получить по этому классу обнуление налогов нельзя), доступа к государственным субсидиям и пр., но и о принципиальной смене подхода, в том числе, в части поддержки формирования соответствующего спроса со стороны крупных игроков, государственных ведомств и институтов развития, системы подготовки кадров и, возможно, введения новых специальностей, популяризации данного направления отрасли в целом. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях