Как рынок программных роботов пережил импортозамещение, и что будет дальше

02 март 2023 02:40 #112824 от ICT
Большая часть российского рынка RPA (Robotic Process Automation) до 2022 года была занята крупными иностранными вендорами. Как российские платформы справились с импортозамещением и в каких направлениях будут развиваться, рассказывает Константин Артемьев, основатель компании Sherpa RPA (участник Сколково). RPA — технология, которая позволяет автоматизировать бизнес-процессы с помощью программных роботов. Такие роботы имитируют действия человека с сайтами и программами и выполняют рутинную работу: рассчитывают скидки, обрабатывают входящие заявки и накладные, проводят онбординг новых сотрудников и так далее. Применение RPA позволяет ускорить решение задач и существенно сэкономить время сотрудников. Другое преимущество — сокращение числа ошибок, которые человек может допустить из-за усталости и невнимательности. Обычно для роботизации задач бизнес выбирает одного из вендоров — разработчика ПО. RPA-платформы предлагают No-code или Low-code решения, с помощью которых бизнес уже своими силами создает роботов для нужных целей. Часто к разработке сценария робота привлекаются внешние подрядчики — системные интеграторы. До прошлого года большая часть крупных российских клиентов работали исключительно с иностранными вендорами, мировыми лидерами в этой сфере (Blue Prism, UiPath, Automation Anywhere) но сейчас ситуация изменилась. Как рынок RPA выглядел раньше К 2022 на долю крупнейших международных вендоров в сфере RPA по разным оценкам приходилось порядка 70% российского рынка. Их клиентами были крупнейшие компании из разных индустрий: телеком, банкинг, ритейл и так далее — по сути всех сфер, где есть большой поток рутинных процессов. Для роботизации задач бизнес выбирал в основном иностранных вендоров, потому что у них была надежная репутация, выстроенные процессы и функционал для разных сценариев работы. Первое время вендоры и интеграторы сами приходили к потенциальным клиентам, в основном через отделы роботизации. Но постепенно программные роботы стали обычным явлением, в компаниях появились так называемые гражданские разработчики — то есть инициативные сотрудники, например, бухгалтерии или отдела закупок, сами создавали программных роботов для своих задач. Отечественные RPA-платформы появились на рынке относительно недавно, 3-4 года назад — к этому моменту российские банки уже использовали такие технологии в своих процессах, программные роботы решали там до 300 разных задач. К 2022 году в России существовало порядка 10 компаний, разрабатывающих RPA-платформы, но они занимали относительно небольшую долю рынка. Большинство крупных клиентов уже работали с иностранными платформами, а российские вендоры специализировались в основном на малом и среднем бизнесе. Что изменилось в 2022 году В феврале 2022 года многие иностранные компании объявили об уходе из России, и международные RPA-платформы не стали исключениями. У кого-то из российских клиентов были куплены лицензии на ближайшие пару лет, но для многих вопрос миграции оказался срочным. Нередко роботы экономили усилия сотен сотрудников — значит, после их остановки компания должна была найти людей на замену, обучить, увеличить зарплатный фонд. В некоторых случаях RPA-решения отвечали еще и за критически важные для бизнеса процессы — например, расчет зарплат, валютный контроль, ответы на запросы госорганов. То есть замена требовалась экстренно. В 2022 году компании начали анализировать рынок и обнаружили российских вендоров, с которыми раньше не было мотивации работать. Хотя некоторые компании анализировали возможности для импортозамещения заранее — к примеру, в Ростелекоме начали сравнивать российские платформы еще в 2021 году, поэтому к началу кризиса у них был готов тендер, а переход на российскую платформу Sherpa RPA начался в конце марта 2022 года. Есть и такие компании как Росбанк, которые переход заранее не планировали, но столкнувшись с кризисом исследовали рынок, протестировали имеющиеся решения и выбрали платформу в рекордно короткие сроки — всего за 2 месяца. Российские платформы тоже не были полностью готовы заменить иностранных лидеров, тем более что клиенты ждали привычный функционал и интерфейс, ту же скорость и надежность. В некоторых случаях скорость выполнения сценария могла отличаться в 4 раза (1 минута против 4) — если робот должен решать много задач, эта разница сильно влияет на его эффективность. Клиенты приходили к платформам с чек-листами на 100-400 пунктов, дотошно выписывая весь привычный функционал. Так они отсекали совсем сырые решения и в итоге выбирали из нескольких отечественных платформ, которые могли заменить привычные им решения на 80% и более. Бизнес ориентировался на удобство, скорость работы и миграции, а также стоимость. В таких условиях на рынке даже появились бессрочные и безлимитные лицензии — то, чего не предлагали иностранные компании. Благодаря этому (а также переходу на рублевую оплату) бизнес в финансовом плане в долгосрочной перспективе только выиграл от перехода на российские решения, хотя в моменте возникали дополнительные затраты на миграцию Первые переезды на новые решения происходили в ручном режиме: разработчики по сути заново создавали роботов на новой платформе, посматривая на алгоритмы в старой платформе. Но постепенно появились автоматизированные решения: например, сейчас мы предлагаем клиентам миграторы с платформ Blue Prism и UiPath на нашу платформу, которые автоматически переносят свыше 95% объема всего проекта. Часть работы (например, тестирование с целевыми системами) все равно нужно делать вручную, но сам процесс стал в несколько раз быстрее. Как рынок RPA будет развиваться дальше В прошлом году процесс переезда на российские платформы проходил в формате тушения пожаров — клиенты искали только замену привычным функциям, а не выбирали новые уникальные решения. А такие у отечественных платформ появляются. Например, мы внедрили в Sherpa RPA встроенный IDP, интеллектуальную обработку документов (из сканов и фотографий) — раньше для решение этой задачи клиентам приходилось приобретать отдельные сервисы. Сейчас бизнес начинает внимательнее присматриваться к таким функциям, а не просто ориентироваться на закрытие базовых потребностей. Сами платформы выбирают разные векторы развития: фокусируются на анализе данных, делают ставку на развитие инструментов для гражданских разработчиков или внедрение искусственного интеллекта. За последний год практически все игроки на российском рынке RPA очень выросли качественно и функционально. При этом можно предположить, что если иностранные компании захотят вернуться в Россию, большинство прошлых клиентов уже не станет с ними работать — из-за подорванного доверия и наличия сильных отечественных альтернатив. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Как рынок программных роботов пережил импортозамещение и что будет дальше43.71Четверг, 02 марта 2023
    "ОДК-Сатурн" расширяет применение программных роботов13.06Понедельник, 18 апреля 2022
    ГК «Аплана» открывает «кадровое агентство» программных роботов12.92Среда, 27 февраля 2019
    "Марвел" стал дистрибутором российских программных роботов Primo RPA12.79Среда, 05 октября 2022
    "Промышленные инновации" завершили вторую очередь внедрения программных роботов в "РусГидро"12.52Понедельник, 26 июня 2023
    Импортозамещение PRA-системы: новые требования к российским разработчикам роботов в 2022 году12.29Понедельник, 16 мая 2022
    "МегаФон" будет и дальше снижать CAPEX12.12Четверг, 08 августа 2019
    Разговорный ИИ в 2022 году: как изменился рынок после 24 февраля и чего ждать дальше11.57Среда, 03 августа 2022
    Eset опередила по темпам роста мировой рынок программных решений ИБ10.8Понедельник, 13 июля 2015
    Российская СУБД Postgres Pro будет использоваться в программных комплексах R-Vision10.72Пятница, 18 августа 2017

    Мы в соц. сетях