Идентификация спорна: мошенники начали открывать магазины на AliExpress по чужим ИНН

11 нояб 2022 15:40 #111885 от ICT
Мошенникам оказались на руку проблемы, возникшие с логистикой и уходом многих компаний с российского рынка из-за санкций. Например, они открывают магазины на зарубежных маркетплейсах под именами и с использованием ИНН ни о чем не подозревающих самозанятых граждан. В итоге те сталкиваются со шквалом претензий покупателей, которые получают в посылках хлам и теряют деньги. О такой практике аферистов на площадке AliExpress "Известиям" рассказали в проекте Народного фронта "Мошеловка", куда обращаются пострадавшие. Правозащитники отмечают слабые места в верификации продавцов на маркетплейсах. Это и позволяет мошенникам развивать свою деятельность, от которой страдают как "продавцы", чьи данные используются, так и покупатели. Миграция аферистов Как сообщила "Известиям" координатор платформы "Мошеловка" Евгения Лазарева, с момента введения последних санкций, с уходом многих компаний с нашего рынка, а также переносом административных офисов и служб поддержки международных организаций из России отмечается процесс "миграции" злоумышленников на зарубежные маркетплейсы. — Главная проблема — у пользователей появилось больше трудностей с тем, чтобы связаться со службой поддержки глобальных маркетплейсов и разрешить спор, — утверждает эксперт. Правозащитница приводит один из последних примеров обращения в "Мошеловку". Туда пожаловалась гражданка, которой стали поступать звонки от разгневанных пользователей AliExpress. Из разговоров с ними она выяснила, что от ее имени и с использованием ее ИНН на этой платформе был создан магазин, покупатели которого недовольны покупками. — К сожалению, на AliExpress для создания магазина требуется указать имя, ИНН и контактный номер телефона. Платформа, согласно установленным ею правилам, проверяет, зарегистрирован ли человек с таким именем и ИНН в ФНС как самозанятый или ИП. Но очевидно, не идентифицирует того, кто эти данные предоставляет: нет дополнительной проверки паспорта или других способов идентификации, — пояснила Евгения Лазарева. Это, отметила она, позволяет злоумышленникам какое-то время зарабатывать, пока не накопится критическая масса претензий недовольных покупателей и магазин не заблокируют. — Товары продавцов этой платформы в основном доставляются почтовыми сервисами — "Почта России", СДЭК, DHL и другими. А из-за логистических сложностей, которые возникли в этом году, истекает срок доставки, который предусмотрен для заморозки оплаты. "Продавец" получает деньги, а покупатель может найти в посылке подделку, кирпич или мусор, — уточнила правозащитница. Помимо плохой верификации данных правозащитники отмечают, что деятельность мошенников облегчается и простотой вывода средств, полученных за проданные ими "товары". Как указывается на сайте маркетплейса в разделе "Как самозанятому начать работать на AliExpress", после регистрации площадка создает продавцу аккаунт в системе Alipay. Его необходимо подтвердить и привязать счет российского банка с указанием номера, ФИО и некоторых других данных. Правозащитники сомневаются, что маркетплейс проверяет принадлежность ИНН и его соответствия данным открывающего счет лица. Как отметила Евгения Лазарева, пока подобные инциденты единичны, но деятельность мошенников, которые работают на зарубежных площадках, наносит большой вред и покупателям, и продавцам из России. Не по адресу При этом, как рассказали в ОНФ, пользователи вместо того, чтобы обратиться в службу поддержки маркетплейса, на расторопность которой не слишком рассчитывают, пытаются самостоятельно восстановить справедливость без открытия спора непосредственно на площадке. Дело в том, что эта система устроена таким образом, что решение может быть принято и в пользу продавца. То есть принцип "Покупатель всегда прав" работает не всегда, подчеркнула Евгения Лазарева. По ее словам, обманутые потребители обращаются за помощью в полицию и Роспотребнадзор. Однако и для них в качестве продавца выступает человек, чьи данные использовали злоумышленники. — Поскольку ИНН является идентификатором, в своих заявлениях пострадавшие указывают именно его и имя продавца, обозначенные на площадке. Таким образом, страдают не только покупатели, но и ничего не подозревающие предприниматели, беспечно относящиеся к конфиденциальности основных сведений о себе, — сказала координатор платформы "Мошеловка". Очевидно, что обманутым покупателям совершенно всё равно, адресат претензий — мошенник или такая же жертва. Они выражают недовольство, в том числе публично, чем наносят вред репутации людей, от имени которых действуют злоумышленники. Пресс-служба Роспотребнадзора посоветовала обратиться в МВД. "Известия" направили запрос в министерство, а также в пресс-службу ФНС и AliExpress. Меры поддержки Руководитель лаборатории блокчейн и финтех Школы управления "Сколково" Егор Кривошея согласен, что зарубежные площадки могут привлекать мошенников в нынешних условиях. — Сейчас не весь функционал площадок, например службы поддержки, доступен для клиентов из России в полной мере. Из-за этого при нарушении пользовательского соглашения могут возникнуть проблемы, — отмечает он. Обманутым потребителям юристы всё же советуют обращаться именно в службу поддержки площадки. Поскольку, как объяснил адвокат КА "Юков и партнеры" Джамали Кулиев, если этого не сделать, то рассчитывать на помощь со стороны маркетплейса уже не стоит. Юрист советует: если товар не пришел вовсе, то можно затребовать 100-процентный возврат денег. Главное, не пропустить этот момент в личном кабинете, пока действует это право. Если же посылка все-таки пришла, но в ней совсем не то, что ожидалось, нужно фиксировать нарушения в присутствии других лиц — оператора "Почты России", курьера или сотрудника пункта СДЭК. — Сразу же необходимо загрузить фотографии полученной посылки в чат службы поддержки. Как правило, такие споры решаются в пользу покупателя, — порекомендовал юрист. Но он предупредил, что AliExpress также учитывает рейтинг потребителя: если он постоянно возвращает товары, то его оценка снижается, что, в свою очередь, может быть индикатором недобросовестности. В таком случае служба поддержки может встать и на сторону продавца, отметил Джамали Кулиев. По его мнению, если у покупателя нормальный рейтинг, то в случае немедленного обращения в службу поддержки никаких проблем с возвратом денег быть не должно. Егор Кривошея из "Сколково" также предлагает своего рода профилактические меры для покупателей. В частности, считает он, нужно проверять продавцов на маркетплейсах. Это мнение поддерживает и Евгения Лазарева, которая призывает пользоваться услугами только проверенных компаний. И предпринимателям эксперты советуют более тщательно следить за защитой своих данных. Их нужно беречь и установить двойную аутентификацию учетных записей на "Госуслугах", советует Евгения Лазарева. — А если появляются подобные претензии со стороны недовольных покупателей, то стоит обратиться в полицию, ФНС и службу поддержки маркетплейса. Кроме того, мы надеемся, что наши власти, регулирующие интернет-торговлю, обратят внимание на такие прецеденты и выработают решение, способное обеспечить защиту прав российских покупателей и продавцов на иностранных площадках, — подчеркнула правозащитница. Адвокат Джамали Кулиев предупредил: если человеку станет известно о том, что его персональные данные были использованы, но он ничего не предпримет, то это может быть расценено как преступный сговор. В таком случае есть риск того, что человеку придется отвечать по обязательствам аферистов. Для того чтобы минимизировать шанс наступления каких-либо юридических последствий, советует он, необходимо принять меры — написать заявление в полицию. Также для профилактики можно проверять налоговые операции в системе ФНС. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    "Почта России" собралась открывать магазины и аптеки14.96Понедельник, 26 августа 2019
    "Детский мир" продолжает открывать новые магазины вместе с "Пилотом"14.8Четверг, 09 июля 2015
    AliExpress запустит в России магазины с элементами виртуальной реальности13.38Пятница, 03 ноября 2017
    Магазины Prisma в Санкт-Петербурге начали принимать оплату Alipay11.92Четверг, 06 сентября 2018
    Мошенники начали подключать роботов для звонков клиентам банков11.75Понедельник, 22 ноября 2021
    Фейк с ним: мошенники начали подделывать новости для атак на бизнес11.75Понедельник, 06 декабря 2021
    Код в мешке: мошенники начали звонить с требованием продлить SIM-карту11.75Понедельник, 18 декабря 2023
    Мошенники начали предлагать телезрителям платные услуги от имени РТРС11.62Вторник, 22 сентября 2020
    Формировать правила, а не следовать чужим9.79Воскресенье, 05 декабря 2021
    Instagram случайно открыл доступ к чужим уведомлениям9.58Понедельник, 15 февраля 2016

    Мы в соц. сетях