EdTech созревает

03 авг 2022 02:40 #110860 от ICT
ICT создал тему: EdTech созревает
На долю топ-10 компаний рынка совокупно приходится 10,3 млрд рублей. При этом, только две компании из вошедших в топ-10 показали снижение по размеру выручки в отчетный период. Так, первое место в составленном Smart Ranking топ-10 занимает Skillbox Holding Limited (Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama, Lerna) с показателем 2,2 млрд рублей и ростом в 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На втором месте Skyeng (1,4 млрд рублей выручки и рост на 3,9% год к году). Третье место за Корпорацией "Синергия" с 1,3 млрд рублей и ростом 19,3% год к году. Четвертое место занял "Яндекс.Практикум" с 0,9 млрд рублей и ростом в 42,8% год к году. На пятом и шестом месте разместились компании, показавшие отрицательную динамику год к году: "Like Центр" (0,89 млрд рублей выручки и снижение на 48,7% год к году) и "Учи.ру" (0,81 млрд рублей выручки и снижение на 4,7% год к году). Места с седьмого по десятое распределились следующим образом: Skysmart (0,76 млрд рублей выручки и рост на 4,1% год к году), "Умскул" (0,75 млрд рублей выручки и рост на 50% год к году), NovaKid (0,68 млрд рублей выручки и рост на 4,6% год к году) и "Нетология" (0,62 млрд рублей выручки и рост на 108% год к году). По словам аналитика ФГ "Финам" Леонида Делицина, рост объема рынка на 10% вполне типичен для этой стадии рынка онлайн-образования. "В текущих условиях рост на 10% – это очень хорошо, это означает, что россияне продолжают платить. Стив Джобс оставил деловому миру грандиозный подарок, приучив, благодаря айфону, платить за то, что предыдущие поколения получали бесплатно. На следующем этапе, в виртуальных вселенных, Марк Цукерберг и его последователи (если они так же гениальны, как Джобс) приучат платить за то, за что раньше и в голову не пришло бы", - считает аналитик. В то же время, по словам основателя компании "Кеды профессора" и агрегатора курсов "Образовал" Константина Егошина, согласно опубликованному отчету, во II квартале 2022 г. EdTech-рынок просел почти на 3 млрд рублей по сравнению с I кварталом и это существенно. "Например, по данным этого же отчета рост объемов рынка во II квартале 2021 г. по отношению к I кварталу того же года составил более 3 млрд рублей. Думаем, что падение рынка во II квартале 2022 г. по отношению к I кварталу связано с общим экономическим кризисом. Сейчас физические лица стараются сберегать средства, поэтому ограничивают инвестиции в получение новых профессий и навыков. Аналогичным образом поступают корпорации", - объясняет Константин Егошин. Генеральный директор J'son & Partners Consulting Светлана Водянова отмечает, что по сравнению со II кварталом прошлого года рост составил 10%, по сравнению с I кварталом 2021 г. - рост 35%, по сравнению с III кварталом 2021 г. – рост 16%. "Поэтому снижение в сравнении с IV кварталом 2021 г. и с I кварталом 2022 г. можно отнести с одной стороны на сезонность (ЕГЭ, начало отпусков, лето), с другой стороны, I квартал 2022 г. показал хорошую динамику (почти тот же результат, что и в самом активном с IV квартале 2021 г.), поэтому планка на следующий квартал была поставлена высокая", - считает Светлана Водянова. По ее словам, стремительный скачок EdTech произошел в пандемийный 2020 г., когда люди оказались закрыты в своих квартирах, искали себе полезные занятия, изучали что доступно онлайн и нашли для себя интересные ресурсы. "И рынок не откатился к доковидным объемам, а продолжает расти и в 2021, и в 2022 гг. Это говорит о том, что рынок зрелый и уверенно растет, отвечая мировым тенденциям", - уверена она. По словам Константина Егошина, тот факт, что есть положительная динамика в условиях кризиса - это в принципе хорошо. "Интересно отметить, что лидерами по динамике роста являются школы, связанные с обучением детей ("Фоксфорд", "Мобильное электронное образование", Rebotica). Возможно, это говорит о том, что данный сегмент более устойчив к кризисным явлениям. Родители готовы инвестировать в обучение детей несмотря не на что. При этом, интересно заметить, что у Skyeng нет значимого прироста, хотя, казалось бы, текущая геополитическая ситуация и массовый отток ИТ-специалистов из России должны были повысить спрос на услуги изучения английского языка", - считает основатель компании "Кеды профессора". По его словам, из топ-10 компаний в рейтинге можно было бы выделить, что лидеры Skillbox и Skyeng как будто замерли с точки зрения динамики, а также выбивается падение выручки "Like Центра" на 48%, которое возможно связано с экспансией компании на зарубежные рынки. "Можно заметить небольшое падение выручки "Учи.ру" на фоне того, что другие компании детского сегмента демонстрируют уверенный рост. "Яндекс.Практикум" уверенно наращивает долю рынка. Думаем, что к концу года они войдут в топ-3. Например, компания в 2022 г. стала активно выходить на рынок изучения английского языка и будет составлять конкуренцию Skyeng", - говорит Константин Егошин. По словам Леонида Делицина, занимающий первое место проект Skillbox фактически иллюстрирует, чего может добиться крупный холдинг, настойчиво преследующий цель занять лидирующую позицию на рынке. "И эта лидирующая позиция – только 12% выручки рынка. В абсолютных цифрах это 2,2 млрд руб., что равно 7% выручки родительского холдинга (VK Group), составляющей за квартал 30 млрд руб. Это могло бы впечатлить в качестве направления роста, если бы темпы выручки были выше, а они не очень высоки не только у лидера (1,2%), но и у рынка в целом (10,9%). Рынок, очевидно, входит в зрелую фазу. Если крупнейшие игроки решат вкладывать дальше и поглощать нишевых игроков, то рынок будет консолидироваться", - считает аналитик. По его мнению, поскольку темпы роста рынка в целом не очень высоки, в следующем периоде инвесторы, как правило, будут требовать сокращать издержки. "В быстрорастущие (в 1,5 раза за год и выше) проекты вкладывать продолжат, но остальным придется повышать эффективность управления", - уверен Леонид Делицин. Константин Егошин отмечает, что общая экономическая ситуация влияет на все отрасли экономики и на онлайн-образование в том числе. "Когда компании оптимизируют бюджеты, одними из первых они сокращают затраты на корпоративное обучение и маркетинг. Физические лица поступают аналогично. Если негативный экономический тренд сохранится, это будет давить на рынок. Также важно отметить, что и в 2021 г. в III квартале по отношению ко второму было падение. Это связано с летними месяцами, когда у учеников и студентов каникулы, а сотрудники в отпуске", - объясняет он. По его мнению, по итогам года показатели рынка будут коррелировать с общим показателем по экономике. ЦБ прогнозировало падение экономики на 8-10%. Полагаю, что на рынке онлайн-образования итоги 2022 года будут примерно такими же", - считает Константин Егошин. По мнению генерального директора J'son & Partners Consulting, общие тенденции продолжатся и в этом и в следующем году – долговременный спрос на детское онлайн-дополнительное образование (школьные платформы и репетиторство для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ), спрос на дополнительное профессиональное онлайн-образование для взрослых, особенно в части ИТ-специальностей – разработка, кибербезопасность, анализ и обработка данных, алгоритмизация - компетенции, необходимые сотрудникам на предприятиях, развивающихся в условиях цифровой трансформации всех процессов. "С учетом мощных программ поддержки ИТ-отрасли и импортозамещения в промышленном секторе и разработке отечественного ПО – спрос на качественное и современное дополнительное обучение будет расти огромными темпами (поскольку как показывает практика, общеобразовательные программы отстают в этом аспекте в связи с длительным процессом изменения и утверждения учебных планов и программ)", - считает она. По ее словам, ожидаемо III квартал будет не лучше II с учетом летних отпусков, и традиционно рынок начнет раскачиваться с 1 сентября – занятые дети, занятые родители, строящая карьерные планы молодежь", - считает Светлана Водянова. Она отмечает, что в вопросе будущего развития J’son & Partners Consulting прогнозирует, что российский EdTech-рынок будет уверенно расти, и по итогам 2022 г. вырастет по сравнению с прошлым годом на 15%, при этом минимум на 18% вырастет взрослый сегмент ДПО и на столько же школьные платформы, включая репетиторство. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях