СтопХлам: россиян защитят от мошенничества при дистанционной торговле

17 июнь 2022 14:40 #110424 от ICT
В России намерены пресечь деятельность мошеннических интернет-магазинов, которые вместо товаров отправляют покупателям мусор или предметы худшего качества. В таких случаях доставку осуществляют посылкой с наложенным платежом: клиент не может вскрыть ее, пока не оплатит. А после уже проблематично сделать возврат. "Почта России" и Минцифры подготовили изменения в правила оказания услуг, которые позволят получателю вскрыть и проверить посылку до оплаты. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службах госкомпании и ведомства. Новая версия правил уже проходит регистрацию в Минюсте, уточнили в "Почте России". Деньги вперед В начале июня в письме на имя главы Минцифры Максута Шадаева эксперты проекта ОНФ "За права заемщиков" сообщили о большом количестве жалоб на обман в интернет-магазинах и призвали решить проблему. В этой схеме используется доставка с наложенным платежом. "Человек не получает заказанный товар. <…> При этом гражданин не может отказаться от оплаты посылки, поскольку оплата наложенного платежа производится до ее вскрытия", — указано в обращении. Как пояснила "Известиям" руководитель проекта "За права заемщиков" Евгения Лазарева, часто люди в посылках находят мятую бумагу, битое стекло, ветошь и другой мусор. Жалобы касаются покупок на страницах в соцсетях и в маленьких интернет-магазинах, уточнила она. — С помощью таргетированного продвижения широко распространяются страницы и аккаунты интернет-магазинов модной одежды, обуви и техники по выгодным ценам, — рассказала эксперт. По ее словам, маркетплейсам и коммерческим курьерским службам эту проблему давно удалось решить: оплата на счет продавца-отправителя зачисляется, когда потребитель соглашается принять этот товар. Что касается "маленьких" продавцов, то некоторые из них изначально создаются не для торговли, а именно обмана. Часто их услугами пользуются люди, которые живут в населенных пунктах, где нет обилия торговых центров. А также те, кто хочет сэкономить, поскольку заявленные цены у таких продавцов ниже, да и зачастую они щедры на скидки и спецпредложения. — Потребители делают заказ на таком аккаунте, а продавец в качестве условия отправления заявляет необходимость оплатить товар онлайн-переводом или наложенным платежом. Поскольку в первом случае нет гарантий, многие выбирают именно наложенный платеж, полагая, что это убережет от обмана. Но, к сожалению, по правилам "Почты России" нельзя открыть посылку до оплаты квитанции. После оплаты ни деньги, ни товар вернуть не получится, да и претензии к транспортировке посылки не предъявить, — рассказала Евгения Лазарева. В теории после оплаты и получения товара гражданин может вскрыть посылку в присутствии работника отделения, что дает ему основание обратиться с претензией к отправителю. Но, как объяснили в ОНФ, у таких магазинов даже нет юридического или фактического адреса, номера телефона и других важных реквизитов. Да и из соцсетей такие продавцы исчезают по мере накопления жалоб от пострадавших. Сама же почта отвечает за доставку, а не за содержание посылки, если не оформлена дополнительная и весьма недешевая услуга "опись вложения". Но ее мошенники, естественно, не оформляют. Еще один момент, который привлекает злоумышленников: на "Почте России" отправить посылку с наложенным платежом может любой гражданин. Транспортные компании обычно предоставляют такую услугу только юрлицам и владельцами интернет-магазинов на основе заключенного договора. В письме ОНФ предложено изменить правила так, чтобы люди перед оплатой посылки могли убедиться в получении заказанного товара, а не хлама. Сначала стулья Как сообщили "Известиям" в "Почте России" и Минцифры, уже разработаны необходимые поправки в Правила оказания услуг почтовой связи, регламентирующие, как работают продукты оператора. — Они позволят по желанию получателя вскрывать посылки до оплаты, — рассказали в пресс-службе госкомпании. В Минцифры сообщили, что это право будет распространяться не только на самого адресата, но и на его уполномоченного представителя. Если клиент обнаружит в посылке мусор, хлам, ветошь или просто другой товар, то ничего оплачивать не будет, а посылка отправится обратно, пояснили в пресс-службе "Почты". Новая версия правил сейчас проходит регистрацию в Минюсте России, добавили в компании. Правда, там не сказали, когда новые правила были отправлены на регистрацию. Можно предположить, что они вступят в силу в ближайшее время, поскольку процесс занимает около трех недель. Безусловно, для потребителей это хорошая новость, поскольку, покупая "воздух" в коробке, им приходится платить не только за товар, но и комиссию за услуги почты. Издержки защиты Опрошенные "Известиями" эксперты считают, что изменение правил — позитивный шаг для потребителей, но усмотрели риски для самой "Почты России". По мнению руководителя направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Егора Кривошеи, за счет старых правил госкомпания исторически снижала риски, связанные с доставкой, поскольку отсутствие платежа — это издержки, которые идут в счет почты. — Изменение правил снизит риски для потребителя, но, скорее всего, увеличит расходы самой почты, — отметил эксперт. Действительно, если потребитель не получит заказанный товар и откажется платить, то почта лишается отнюдь не малой комиссии, которая предусмотрена для получателя. Кроме того, зачастую свои издержки по доставке отправители перекладывают на получателя, увеличивая стоимость наложенного платежа. — При этом если в посылке не окажется товара, то она будет возвращена отправителю. Так происходит, если посылка не выкупается. Но если в случае с добросовестными отправителями им приходится компенсировать возврат, то мошенники вряд ли придут за воздухом в коробке, — продолжил Егор Кривошея. Минимизировать риски, вскрыв и осмотрев посылку на стадии отправки, оператор тоже не может из-за норм, содержащихся в законе о почтовой связи. Академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ритейле" ВШБ ВШЭ Александр Лебедев согласился, что правила стоит адаптировать под изменяющиеся условия, улучшая качество сервиса. Но он считает, что важно предусмотреть механизм нейтрализации потребительского экстремизма. — Импульсивные граждане могут заказать, а потом передумать, — аргументировал эксперт свою точку зрения. — Это, вероятно, приведет к общему росту цен для всех. Ведь издержки оператор может компенсировать за счет роста общих тарифов, уточнил Александр Лебедев. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Закроют личико: биометрию россиян защитят от утечек и подмены12.83Понедельник, 29 марта 2021
    Россиян предупредили о новом виде интернет-мошенничества - возмещении за переплату коммунальных, страховых или медицинских услуг11.46Воскресенье, 13 мая 2018
    Законопроекту об электронной торговле поможет "Инициатор"8.57Среда, 24 апреля 2019
    Россия оказалась не готова к дистанционной учебе8.5Вторник, 07 апреля 2020
    Власти на год отложили закручивание гаек в интернет-торговле8.47Понедельник, 09 февраля 2015
    Мишустин дал поручение по законопроекту об интернет-торговле лекарствами8.47Понедельник, 16 марта 2020
    РЭО запустил чат-бот для пользователей цифровой платформы по торговле вторсырьем8.47Пятница, 17 ноября 2023
    В «Ростелекоме» рассматривают возможность дистанционной сдачи биометрии8.4Вторник, 30 марта 2021
    «Билайн» запустил услугу дистанционной активации SIM-карты8.4Четверг, 09 сентября 2021
    Экс-глава НИИ «Восход» стал главным по торговле «Моим офисом»8.38Вторник, 12 сентября 2017

    Мы в соц. сетях