Призрачная стратегия для телеком-оборудования

28 апр 2022 02:40 #109550 от ICT
В 2020 г. генеральный директор консорциума "Телекоммуникационные технологии" (АНО "ТТ"), генеральный директор АО "Микрон" Гульнара Хасьянова рассказала СМИ, что производители и потребители (операторы связи) аппаратуры и электронной компонентной базы готовят стратегию развития телекоммуникационного оборудования. 26 апреля 2022 г. с трибуны конференции "Связь 2022" Гульнара Хасьянова заявила, что нужно сформировать стратегию развития телекоммуникационного оборудования. Пресс-служба ПАО "Ростелеком" (как участника АНО "ТТ") на вопрос, готова ли стратегия и когда началась ее разработка, сообщила корреспонденту ComNews: "В 2020 г. начали, к концу 2021 г. закончили. Много времени ушло на обсуждения со всеми и согласования". В АНО "ТТ" на просьбу пояснить, готова ли стратегия или еще разрабатывается, ответили: "Есть стратегия АНО "ТТ" и направления развития производства телеком-оборудования, исходя из возможностей производителей. А в условиях текущих реалий этого недостаточно, необходимо сформировать долгосрочную стратегию, где будут определены стратегически важные технологии и на них сконцентрирован спрос и инвестиции". Представители компаний - производителей российского телеком-оборудования рассказали корреспонденту ComNews, что о такой стратегии ничего не слышали, но рынок очень ждет этого документа, поскольку тогда им выделят деньги на разработку решений. "Нам никто никогда не называл что-то "стратегией для телеком-рынка" и не показывал документа. Стратегия очень нужна, чтобы начать производить оборудование. Ситуация очень тяжелая - нужны деньги на разработку. Однако мы боимся, что, если стратегию примут, может случиться полная централизация денег в двух компаниях - "Ростелекоме" и "Ростехе", - рассказал источник на рынке. В "Ростехе" не ответили на вопросы ComNews. Гульнара Хасьянова на форуме "Связь 2022" отметила, что в рамках мер поддержки телеком-отрасли уже есть первые результаты трехлетней работы. "Отрасль представлена более чем 300 компаниями в России, которые производят телеком-оборудование и оказывают сопутствующие услуги. Общий оборот этих предприятий составляет более чем 1,3 трлн руб. в год. У нас есть заделы почти по всем направлениям, - сообщила Гульнара Хасьянова. - Реестр телеком-оборудования стал активно пополняться. За последние полгода количество записей в нем выросло с 330 до 850. Объем продаж телеком-оборудования из реестра в 2018 г. составлял 4,5 млрд руб., в 2020 г. - 9,25 млрд руб., а в 2021 г. - 22,7 млрд руб. То есть продажи в 2021 г. выросли в 2,5 раза по сравнению с 2020 г. Это результат реализованных мер поддержки. Сейчас нужно сформировать стратегию развития телекоммуникационного оборудования, которой у нас не было со времен расформирования Министерства промышленности средств связи. Мы находимся на пороге, когда требуется перезапустить и переосмыслить эту стратегию". Гульнара Хасьянова выделила два тренда. "Сам рынок оборудования вырос за последний год на 18% и составил около 174 млрд руб. в 2021 г. Доля российского еще очень мала - из 174 млрд руб. - 22 млрд. Необходимо унифицировать технические требования. Такая унификация может быть принята на уровне стратегии, например, на площадке Минцифры. Это необходимо для того ,чтобы обеспечить цикл реинвестиций, - пояснила она. -Чтобы государство не раз вложилось и потом снова инвестировало, а чтобы реинвестировал уже производитель. Это направление связано с рынком проводных технологий. С беспроводными технолониями ситуация сложнее. Потому что объем инвестиций, который требуется в долларовом выражении, практически равен всему рынку телекоммуникаций РФ. Должна быть разработана стратегия, которая позволяет инвестиции привлекать не только внутри страны, но и за рубежом. Международное сотрудничество - необходимое условие для обеспечения рецулкулирования инвестиций. Нельзя сказать, что тут мы отстали насовсем, поскольку сейчас вызовы и возможночсти, в том числе, связаны с уходом иностранных вендоров, а в мире более 200 стран, которые наблюдая эту ситуацию, смогут инвестировать в телеком- отрасль. Сейчас возникает новая повестка и возможность для запуска новой процедуры формирования рынка. Предлагаю для этого сформулировать отраслевую стратегию". Пресс-служба "Ростелекома" сообщила ComNews, что "Ростелеком" - как один из трех учредителей АНО "ТТ" активно поддерживает разрабатываемую консорциумом стратегию развития российского телекоммуникационного оборудования, основной задачей которой является обеспечение технологического суверенитета РФ. "Считаем, что формирование и утверждение стратегии позволит определить основные направления развития российского рынка телекоммуникаций. Это приведет к появлению востребованного и конкурентного на российском и мировом рынках отечественного телеком-оборудования. Россия, в большинстве своем, лишь потребитель готового зарубежного телеком-оборудования. Зависимость государства от внешнеполитических факторов может негативно сказаться не только на возможности полномасштабной цифровизации российской экономики, но и на суверенитете РФ в области информационной и государственной безопасности. Стратегия развития разработки и производства российского телекоммуникационного оборудования должна являться частью стратегии электронной промышленности РФ, утвержденной распоряжением правительства РФ от 17.01.2020 № 20-р.В связи с упразднением в 1989 г. Министерства промышленности средств связи, государственное регулирование рынка разработки и производства телеком-оборудования перестало осуществляться, что привело к доминированию иностранных производителей на российском рынке. "Ростелеком" последовательно реализует политику импортозамещения и принимает активное участие в деятельности АНО "ТТ", - прокомментировала пресс-служба "Ростелекома". Руководитель Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещейДмитрий Лаконцев уверен: долгосрочное планирование - условиестабильного развития телекоммуникационной отрасли России, альтернативного сценария нет. "Важно не просто повернуться на Восток, а брать лучшее и быстро учиться. "Мы отстали, поэтому единственный разумный вектор развития – опережающий. Например, в Китае есть пятилетние и даже пятнадцатилетние синхронизированные планы развития каждой из ключевых отраслей. И 5G включено во множество "дорожных" карт, от промышленного интернета до ж/д и авиации. И это оправдано, поскольку телеком – это не какой-то отдельный сегмент экономики, а, скорее, базовая инфраструктура для роста любой отрасли. Каждый, даже самый простой, рабочий процесс нуждается в коммуникациях. И чем быстрее, дешевле и надежнее эти коммуникации, тем быстрее будет произведен любой товар или услуга, а значит, и экономика получит дополнительное ускорение. Нам важно выучить этот урок: долгосрочное планирование является условием стабильного развития телекоммуникационной отрасли России, альтернативного сценария просто нет, - говорит Дмитрий Лаконцев. - Есть критики отраслевых стратегий, которые говорят, что в Соединенных Штатах ее нет. Но в американской экономике вопрос создания такой стратегии вторичен, так как в США есть доступ к гигантским рынкам капитала, инвестиционным фондам для всех этапов роста продукта, самым современным технологиям, развитой региональной и муниципальной поддержке, лучшим профессионалам мира, и, как финальный штрих, к глобальному рынку, который позволяет окупать любые инвестиции. В Соединенных Штатах стратегия, как правило, – инструмент синхронизации корпоративных интересов с интересами государственной безопасности и социальной сферы, координации между федеральными службами. Но даже там мы видим уже начатую реализацию стратегии развития следующего поколения мобильной связи (5.5G и 6G). В декабре 2021 г. документ был представлен одним из негосударственных "thinktank", а в марте 2022 г. разработанный на его основе закон проходит слушания в Сенате США. И это за 8 лет до запуска коммерческих сетей на основе будущего протокола 6G. Мы должны учесть опыт Китая и США, понять, что нормой становятся десятилетние стратегии, а вариант рыночного саморегулирования уже не подходит для технологических вызовов". Дмитрий Лаконцев отметил, что в России долгосрочное планирование определяется государственным финансированием, поскольку больше ни у кого нет средств на такие масштабные отраслевые проекты, как, например, разработка комплексного решения 5G. "Когда к нам в институт приходят гости или подходят посетители на выставках, мы часто слышим вопрос: "А когда будет готова линейка радиомодулей для всех частот LTE?". Но мы не можем на него ответить, так как эти проекты пока не получили финансирование. Как только будет грант, мы с компаниями из консорциума сделаем продукт. А чтобы эти деньги были выделены, нужна, как мы предполагаем, принятая стратегия.Санкции — момент выбора. Предоставив адекватные гранты для российских консорциумов разработчиков, мы получим результаты в виде базовых станций и других элементов инфраструктуры. Для этого нужна стратегия, гибкая ее реализация и синхронизация между отраслями. Март 2022 г. подвел историческую черту. Стратегии, которые были раньше, на наш взгляд, не имеет смысла оценивать. Это все было в "далекой-далекой галактике", со своей логикой, про которую теперь можно забыть. Сейчас главная опасность для отрасли – отрицание глубоких изменений, которые уже произошли. Выжидательная позиция не пойдет на пользу стране и сделает санкции еще более болезненными. Стать сильнее можно, но это бег на долгую дистанцию, с четким пониманием цели и готовностью подстраиваться под ситуацию. И в этом марафоне без долгосрочной стратегии технологического развития телекоммуникаций не обойтись", - прокомментировал Дмитрий Лаконцев. Независимый эксперт на телеком-рынке Вадим Плесский согласен: стратегия развития телекоммуникационного оборудования (российского производства) безусловна необходима. "До настоящего момента неоднократно заявлялось, что она необходима, но ничего не происходило. Объективно российский рынок, составляющий 1,5%-2% от мирового, не может обеспечить окупаемость разработки и локального производства телекоммуникационного оборудования. Все оборудование, которое будет произведено в России, будет иметь очень малый объем производства и высокую себестоимость. Кроме того, чиновники плохо представляют себе цикл тестирования и внедрения в телеком-отрасли. Этап опытной эксплуатации оборудования легко может составлять год – и только по окончании этого этапа оператор может принять решение о пригодности оборудования для эксплуатации в коммерческой сети связи. Таким образом, даже если, например, через год появится необходимое телеком оборудование, то первые внедрения начнутся через два года. И это при условии, что в процессе опытной эксплуатации не были выявлены какие-то существенные недоработки, требующие исправления. Привлечение международных инвестиций в текущей ситуации – это вообще миф. Так на чьи деньги будут разрабатываться новые продукты. Фактически единственным инвестором остается государство. Но работать с государством достаточно непросто. Поэтому процесс, если и будет запущен, будет идти крайне медленно. И реальные результаты мы увидим самое близкое через 4-5 лет. Вообще, основная проблема, с моей точки зрения - что в правительстве не осознают объем трат международных компаний на R&D. Тратится в среднем 3% от оборота, у многих компаний ощутимо больше. То есть, если оборот компании составляет около $100 млрд в год, то она тратит примерно $3 млрд на R&D. А это с сегодняшними курсами валют примерно 300 млрд руб. Одна компания, а таких компаний десятки, а если брать более мелких игроков, то сотни", - рассказал эксперт. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    От телеком-оборудования "покосилась" многоэтажка в Аше9.75Воскресенье, 20 января 2019
    Процедуру ввоза телеком-оборудования изменят9.64Среда, 30 ноября 2022
    РТК намерен купить российского производителя телеком-оборудования Т89.54Вторник, 22 декабря 2015
    РФ заинтересована в диверсификации поставок телеком-оборудования – Алхазов9.54Пятница, 09 июня 2017
    Доля российского телеком-оборудования выросла на 10% за полгода9.54Четверг, 03 августа 2017
    В Калужской области задержаны похитители телеком-оборудования9.54Среда, 07 февраля 2018
    Продажи российского телеком-оборудования вырастут в три раза9.54Четверг, 01 апреля 2021
    "Акадо Телеком" отмечает рост продаж абонентского ТВ-оборудования9.44Четверг, 11 декабря 2014
    В России предлагают ограничить госзакупки импортного телеком-оборудования9.44Среда, 18 февраля 2015
    Минпромторг готовит меры поддержки для российского телеком-оборудования9.44Пятница, 12 февраля 2016

    Мы в соц. сетях