Минобрнауки зарубило приМатов

12 апр 2022 02:40 #109201 от ICT
До недавнего времени перечень специальностей в университетах России регулировался приказом Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. №1061. В этом документе была укрупненная группа 01.00.00 "Математика и механика", которая включала такие направления подготовки, как 01.03.02 "Прикладная математика и информатика" и 01.03.04 "Прикладная математика" с квалификацией "бакалавр", а также аналогичные специальности с кодами 01.04.02 и 01.04.04 - с квалификацией "магистр". Но в 2022 г. Минобрнауки отменило этот приказ, выпустив новый - №89 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 3 марта 2022 г.). В этом документе в группе 01 "Физико-математические науки" осталась единственная специальность "Математика и механика" (с кодом 01.01), по которой можно получить квалификацию бакалавра и магистра. Правда, при этом министерство добавило новые группы - 32 "Фундаментальная информатика и математическое обеспечение компьютерных наук" и 33 "Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект", которые косвенно затрагивают математику. Актуализированные перечни вступают в силу с 1 сентября 2024 г. Директор ООО "1С" Борис Нуралиев, который возглавляет экспертную группу по мерам поддержки ИТ-отрасли "Электронные образовательные сервисы, на недавней встрече с вице-премьером Дмитрием Чернышенко подчеркнул, что нужно сбалансированно увеличивать прием студентов на "корневые" ИТ-специальности. "Минобрнауки перестроило направления подготовки в высшей школе и ликвидировало специальности "Прикладная математика и информатика" и "Прикладная математика", - заявил он. - Они не очень многочисленны: вузы принимают по ним 7200 человек в год. Но эти специальности являются фундаментальными, по ним учили Физтех, МГУ". Борис Нуралиев предложил восстановить эти две важные специальности, возможно, добавив их в новые группы 32 и 33. В группе 32 сейчас указаны две специальности, включающие математику: 32.02 "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" и 32.03 "Математическое обеспечение компьютерных наук". Но обе они используют математику как один инструментов и к прикладной математике имеют мало отношения. Борис Нуралиев рассказал: "Общее количество граждан и студентов в России не растет, но каждый пятый студент в стране - уже айтишник. Если в 2018 г. вузы страны приняли на бюджетные места по ИТ 46 тыс. студентов, в 2020 г. - 60 тыс. человек, а в 2021 г. - 113 тыс. будущих ИТ-специалистов. Этот огромный рост достигнут во многом за счет того, что студентам "неайтишных" специальностей добавили ИТ-подготовку". Борис Нуралиев пояснил, что в этом году запускается проект "Цифровые кафедры", который поддержало Минцифры. Его суть в том, что студентов, которые учатся на иных специальностях, например на медиков, архитекторов или промышленных технологов, вузы будут доучивать по информационным технологиям - с тем, чтобы они самостоятельно могли разрабатывать алгоритмы и программы практического применения. "За счет этой программы мы к 2024 г. можем дополнительно получить до 250 тыс. ИТ-специалистов. Причем на выходе мы получим тех, кто будет знать и предметную область, и информационные технологии, ведь хороший айтишник - это не тупой кодировщик: он должен понимать, что именно нужно улучшить, автоматизировать, цифровизовать", - сообщил глава "1С". Пресс-служба Минобрнауки заверила ComNews, что новый перечень специальностей и направлений подготовки не отменяет специальности "Прикладная математика" и "Прикладная информатика". "Прикладная информатика" сохранилась. А "Прикладная математика" перешла в "Математику и механику", так как наименования некоторых специальностей и направлений подготовки актуализированы в соответствии с требованиями рынка труда", - пояснила пресс-служба министерства. Таким образом, слово "математика" исчезло из одной специальности, а другая специальность растворилась в общем названии направления. "Минобрнауки России в рамках исполнения поручения президента РФ пересмотрело и актуализировало действующие перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования в соответствии с требованиями современной экономики, национальными приоритетами и задачами, - рассказала пресс-служба Минобрнауки. - В обновленной редакции выделена укрупненная группа специальностей и направлений подготовки "Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект", которая включает в себя в том числе направление подготовки "Прикладная информатика". А "Прикладная математика" вошла в направление подготовки "Математика и механика". Минобрнауки России проводило работу по формированию нового перечня совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования, ведущими вузами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями работодателей. Проект перечней обсуждался на разных общественных площадках: Общероссийский народный фронт, Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям, а также в рамках Общероссийского совещания с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, образовательными и научными организациями. В новом перечне систематизированы специальности и направления подготовки по принципу единого профессионального ядра, что позволит вузам разрабатывать междисциплинарные образовательные программы и готовить высококвалифицированные кадры, востребованные на рынке труда". Доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев считает вполне логичным, что в новом приказе прослеживается объединение или укрупнение фундаментальных наук "математика и "механика" с компьютерными науками. "Это связано с эволюцией инструментов развития навыков с помощью компьютеров, более глубокого познания этой сферы, возможности моделирования многих процессов с помощью компьютеров и с самим развитием цифровой экономики и большим проникновением ИКТ во все сферы деятельности человека. Объединение математики, механики и информатики позволяет лучше развивать автоматизацию промышленного производства, станкостроение и моделирование и управление поточного производства. Сейчас происходит глубокое проникновение во многие специальности. Много новых дисциплин, связанных с использованием компьютеров есть в строительных специальностях, гуманитарных, даже в искусстве. Мгновенно все в образовании не изменится. Но перемены придут постепенно. Как пример, помнится появление в 1960-х начертательной геометрии, ее популярность росла до 1990-х. Далее многие знания оказались прописанными в компьютерном моделировании, и такая техника в ПО практически исключила необходимость знания большей части курса", - рассказал он. Александр Тимофеев пояснил, что в объединении информатики и механики лежит простая логика: информатики понимают основные принципы программирования и алгоритмов и используют их для разработки программного обеспечения, систем и сетей для удовлетворения потребностей клиентов и общественности, а механики проектируют системы, в которых размещается программное обеспечение, разрабатываемое компьютерными инженерами. "Информатика и механика имеют очень мало общего. Однако одной очевидной предметной областью, в которой они обладают точными знаниями, является математика. Эту задачу и решает объединение", - добавил он. Генеральный директор iPavlov, исполнительного директор НИЦ АО "Швабе" в МФТИ, директор по разработке прикладного ПО Центра компетенций НТИ по направлению "Искусственный интеллект" Лоран Акопян прокомментировал: "На практике мы принимаем на работу профессионала, а не, то, что написано у него в дипломе. Даже резюме соискателя не является полноценной характеристикой потенциального сотрудника. Зачастую ИТ-специалисты проходят огромное количество курсов и получают дополнительное образование, немалую роль играет самообучение. Знания, которые дают наши вузы, часто фундаментальные и необходимые для формирования базиса, в том числе для правильного выбора "специальности мечты", и поэтому современные тренды в образовании - как раз-таки в расширении, а не в сужении начинки образовательных программ. Все больший упор делается на междисциплинарное образование и внедрение реальных бизнес-кейсов в образовательные курсы. Ведь заказчиком для вуза является рынок, и конкурентный ландшафт требует постоянных изменений и инноваций. Поэтому я не вижу ничего критичного в данном преобразовании для ИТ-индустрии. Сегодня как никогда Минобрнауки тесно сотрудничает с инновационным бизнесом и получает очень быструю и точную обратную связь на качество подготавливаемых кадров. Скорее всего, эти изменения позволят министерству предоставить вузам дополнительную гибкость в подготовке именно тех кадров, в которых нуждается рынок. Довольно часто вузы сталкиваются с ситуацией, когда рынок требует подготовки кадров с определенными компетенциями и знаниями, но вузу требуется время и преодоление многих учебно-методических нормативных ограничений для реализации новых программ. Уверен, что эти изменения вносят как раз с целью облегчения и ускоренного внедрения более современных программ и дисциплин. На фоне быстрой цифровой трансформации по всему миру спрос на новые знания рождается ежедневно". Исполнительный директор Artezio Павел Адылин считает, что изменение списка специальностей в вузах вряд ли серьезно повлияет на ИТ-рынок в России при условии, что качество преподавания математики не ухудшится. "Текущая инициатива регулятора направлена на адаптацию программы профильного высшего образования к реальным потребностям отрасли разработки программного обеспечения, чтобы компании тратили меньше средств и времени на доучивание выпускников вузов. Несомненно, сегодня математическое обучение в вузах имеет большую ценность для ИТ-сектора. Профессиональная разработка современных программных решений невозможна без математического бэкграунда и знаний, которые получены в вузах с соответствующим профильным уклоном. Тот факт, что математическое образование теперь теснее связывается с компьютерными науками позволяет надеяться, что вузы начнут более реалистично оценивать требования рынка труда в ИТ и готовить специалистов, ориентированных на работу в ИТ-секторе. Но это не значит, что качество вузовского образования вырастет настолько, что ИТ-компаниям не придется дообучать выпускников вузов и прекратить инвестиции в собственные образовательные программы. В лучшем случае мы получим специалистов, которые будут быстрее и легче усваивать практические знания, смогут уверенно выбрать специализацию и инструменты разработки. Важно, чтобы изменения в математическом образовании не снизили качество подготовки. По большому счету, игроки на рынке ИТ уже адаптировались к текущему уровню образования в профильных вузах и могут эффективно дообучать будущих специалистов. Если программа обучения серьезно изменится или качество математического образования будет падать, это приведет к ухудшению ситуации на рынке труда в ИТ, так как выпускников будет сложнее адаптировать к работе на коммерческих проектах", - прокомментировал он. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    РВК возглавил выходец из Минобрнауки8.16Понедельник, 26 декабря 2016
    Минобрнауки держит курс на виртуальность8.07Вторник, 15 сентября 2015
    Минобрнауки предложило новые стандарты по ИБ8.07Понедельник, 09 сентября 2019
    Минобрнауки проверит World of Tanks на патриотичность7.99Среда, 23 декабря 2015
    Денис Солодовников стал замминистра по ИТ в Минобрнауки7.99Пятница, 28 декабря 2018
    Ученые ИФП получат грант Минобрнауки в 300 млн руб. на посткремниевую электронику7.9Среда, 16 сентября 2020
    Задайте вопрос главе Минобрнауки РФ Валерию Фалькову7.9Понедельник, 14 июня 2021
    Минобрнауки рекомендовало вузам Москвы перейти на удаленку7.9Вторник, 15 июня 2021
    Минобрнауки увеличило количество бюджетных мест по ИТ-направлениям до 175 тыс.7.9Воскресенье, 25 июня 2023
    Минобрнауки поддержит студенческие стартапы венчурными инвестициями7.9Среда, 07 февраля 2024

    Мы в соц. сетях