Трансформация ИТ-подразделения: когда изменения необходимы

21 март 2022 07:40 #108595 от ICT
Трансформация ИТ-подразделения – это серьезный вызов бизнесу. Но сегодня она является необходимостью практически для любой компании, желающей сохранить свои позиции на рынке. Директор по разработке ПО компании IT_One Петр Левин рассказывает, кто должен участвовать в этом процессе, и из каких основных этапов он состоит. Каждая из компаний по-своему ИТ Современные подходы к цифровизации и автоматизации компаний существенно изменили требования к ИТ – как в инфраструктурном, так и в кадровом направлении. Повсеместно внедряются всё более сложные технологии, растут запросы к ИТ-подразделениям от внешних и внутренних заказчиков – например по скорости вывода того или иного продукта на рынок (показатель time to market). Методология DevSecOps приходит на смену DevOps. Эти и многие другие факторы говорят о том, что ИТ-подразделение компании не просто может – а обязано гибко реагировать на новые вызовы, меняться вслед за ними. Каждая организация сейчас – в той или иной степени ИТ-компания. Трансформации происходят повсеместно, здесь и сейчас. Под этим понимаются, в принципе, любые изменения в ИТ-департаменте, влияющие на его работу:
  • расширение команды или, наоборот, ее сокращение,
  • изменение бизнес-процессов или ИТ-инфраструктуры, с которой команда работает,
  • изменение режима работы или методов взаимоотношения между отделами.
При этом трансформация должна обязательно иметь предпосылки, конечную цель и измеримый критерий успешности. Только тогда она будет эффективна. Когда нужна трансформация ИТ-структуры Часто целями реформирования ИТ-подразделения называются ускорение бизнес-процессов разработки, тестирования, вывода сервиса в продуктив; оптимизация стоимости владения ИТ-инфраструктурой; снижение производственных издержек; соответствие ИТ-сервисов и продуктов расширяющимся требованиям заказчика; повышение компетенций сотрудников и укрепление структурных связей между отделами. Но это общие тезисы, за которыми кроется множество частных случаев. Например, у компании-разработчика программного обеспечения для госсектора есть ряд заказчиков, каждый из которых приходит со своими запросами на изменения и своей "дорожной картой" по выпуску релизов продукта. Бывает, что новые потребности появляются с пометкой "срочно", и такие внеплановые задачи могут составлять от 10 до 40% всего объема. Команда начинает работать в режиме аврала, и это – реальная причина, когда трансформация необходима. Если компания не может повлиять на хаотичный поток задач, она должна отрабатывать его с наименьшими потерями: обеспечить правильное планирование, наладить приоритезацию задач, искать резервные ресурсы. Другой пример связан с внутренней разработкой программного продукта, когда для его поддержки и расширения функциональности требуются постоянное увеличение штата специалистов, а следовательно – и бюджета. По разным источникам, индексация бюджетов на ИТ в разных компаниях составляет до 15-20% ежегодно. Чтобы бизнес не начал работать только на ИТ, тоже нужна трансформация: более эффективная организация подразделений, исключение дублирующих процессов и бюрократии, выстраивание коммуникационной среды, экономия, внедрение Agile-методологий. Как правило, один и тот же фактор, говорящий о необходимости изменений, проявляется как внутри команды (например, она перестает справляться со своими обязанностями, требованиями заказчика, происходит текучка кадров), так и в бизнес-показателях (снижение прибыли, срыв контрактов, повышение времени time to market и т. д.). Сигнализировать о предпосылках к трансформации могут и руководители, и рядовые сотрудники. Мы описали случаи, когда текущая бизнес-модель оказывается неработоспособной и не может больше нормально функционировать. Но возможны и более позитивные предпосылки для трансформации – когда она вписывается в комплексную стратегию цифровизации предприятия. Алгоритм проведения трансформации Если запросы на изменения в ИТ-департаменте могут поступать как "сверху", так и "снизу", то инициировать трансформацию однозначно необходимо "сверху вниз", то есть со стороны высшего руководства. Собственник бизнеса или топ-менеджер, отвечающий за развитие ИТ, – CEO, CIO, технический директор – наиболее объективно понимает, что существующая модель стратегически неэффективна и требуются изменения в подходах. Он формирует общие представления о том, что именно необходимо поменять и с какой целью, а также мотивирует сотрудников. Таким образом складываются условия для проведения изменений. Первый шаг трансформации – четкое понимание того, какие сбои происходят в общем бизнес-процессе ИТ-департамента, и чем они вызваны. Например, в нескольких отделах разработки существует разная культура, собственные подходы и метрики. Это приводит к несогласованности при создании продуктов, большой ротации кадров, недостаточно быстрой и качественной адаптации (онбордингу) новых сотрудников под конкретный проект. Компания несет дополнительные, необоснованные затраты. Понятно, что если процесс разработки стандартизирован, его гораздо легче настраивать и масштабировать. Такая стандартизация может стать целью трансформации. Второй шаг – правильная организация коммуникаций и мониторинга на уровне среднего менеджмента. Менеджеры среднего звена – те специалисты, которые и "тянут" проходящую трансформацию, обеспечивают ее выполнение и способны минимизировать сопротивление изменениям. Они видят ситуацию изнутри, понимая все нюансы, в том числе влияние на команду и бизнес-процессы "человеческого фактора", отдельных сотрудников. Возможно, уже в этот момент придется столкнуться с людьми, которые категорически против изменений, – и так или иначе решать эту проблему. Уже на этом шаге я бы порекомендовал привлечь стороннего коуча или консультанта, специалиста по изменениям. В самом ИТ-подразделении также стоит ввести временную должность – менеджера по трансформации (Transformation Manager), который управляет всей цепочкой изменений и взаимодействием между отделами и группами. Третий шаг – создание четкого поэтапного плана трансформации, с детальным разбором предстоящих изменений и методикой их оценки. Как и на втором шаге, этот план должен быть одобрен командой, "пропущен через себя" каждым сотрудником, должна быть собрана обратная связь. Четвертый шаг – оценка рисков, последствий трансформации, ее воздействия на текущий бизнес. Важно понимать, что когда процессы уже перестроены, "откатить" их до прежнего состояния очень тяжело или даже невозможно – особенно когда речь идет о крупных организациях с ИТ-штатом в несколько сотен человек. Необходимо оценить все возможные риски и подготовить план смягчения к каждому из них. Здесь опять же рекомендуется помощь сторонних экспертов, которые провели бы независимый аудит рисков. Пятый шаг – собственно осуществление трансформации. Как и любой бизнес-процесс, она может проходить разными способами – начиная от популярных методологий Agile или SCRUM, заканчивая старыми проверенными методами управления. Главное, чтобы каждый этап изменений соответствовал целям и задачам, поставленным перед компанией. Результат трансформации. Лайфхаки В процессе трансформации стоит обратить особое внимание на две вещи: постоянный мониторинг и "человеческий фактор". В первую очередь – чтобы изменения прошли успешно, любой параметр этих изменений должен быть измерен и показан в динамике. Так проектная команда, отвечающая за трансформацию, сможет зафиксировать нынешний статус проекта, сравнить с предыдущим и иметь ориентир на будущее. Конечно, бизнес-аналитика и мониторинг уже стали частью практически всех постоянных процессов организации, но в период трансформации их важность возрастает в разы. Что касается человеческого фактора – внедряя структурные изменения, необходимо учитывать амбиции сотрудников: желание учиться чему-то новому, креативно выполнять рутинную работу, использовать новейшие технологии. Каждый сотрудник должен увидеть очевидную цель трансформации и ее пользу для себя. И нужно быть готовым к тому, что трансформация на первых этапах – это тяжелый процесс, сопровождающийся сопротивлением менеджмента, ломкой старых связей и выстраиванием новых. В этот период необходима максимальная концентрация на процессе всех руководителей: их задача – восстанавливать звенья прерванных цепочек взаимодействия. На моей практике подобная ситуация неопределенности в процессе трансформации длилась около двух месяцев, после чего она начала стабилизироваться, и в итоге мы вышли на необходимый уровень производительности. В компании IT_One трансформация, на мой взгляд, прошла успешно. В результате мы смогли, например, предсказывать трудоемкость релизов ИТ даже с учетом постоянно изменяющихся условий, измерять волатильность и оценивать параметры закладываемых временных риск-буферов для выполнения задач. Таким образом, следуя описанному выше алгоритму, мы достигли именно той цели, которая заявлялась в начале. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Минстрой: «Умному городу» необходимы дополнительные средства9.05Пятница, 03 июня 2022
    Гаджеты нового поколения. Чек лист "Какие девайсы необходимы городскому жителю сегодня"8.68Воскресенье, 25 апреля 2021
    Многофункциональные центры (МФЦ) начали закупать криптобиокабины –– устройства для сбора отпечатков пальцев и других данных, необходимы8.5Среда, 16 октября 2019
    Многофункциональные центры (МФЦ) начали закупать криптобиокабины –– устройства для сбора отпечатков пальцев и других данных, необходимы8.5Среда, 16 октября 2019
    Многофункциональные центры (МФЦ) начали закупать криптобиокабины –– устройства для сбора отпечатков пальцев и других данных, необходимы8.5Среда, 16 октября 2019
    Многофункциональные центры (МФЦ) начали закупать криптобиокабины –– устройства для сбора отпечатков пальцев и других данных, необходимы8.5Среда, 16 октября 2019
    ИТ-трансформация отстает7.54Пятница, 15 апреля 2016
    Стагнация или трансформация?7.54Пятница, 07 октября 2016
    Грядет трансформация ИЦК7.54Воскресенье, 26 февраля 2023
    Трансформация дошла до регионов7.45Воскресенье, 05 сентября 2021

    Мы в соц. сетях