Товарно-оденежные отношения: что будет после ухода из России зарубежных маркетплейсов
17 март 2022 15:40 #108535
от ICT
ICT создал тему: Товарно-оденежные отношения: что будет после ухода из России зарубежных маркетплейсов
С конца февраля деятельность в России приостановили не только интернет-магазины известных марок, но и международные онлайн-площадки, на которых были представлены одежда, техника, косметика и другие товары различных продавцов. В том числе приостановили свою работу сервис ASOS, компании Net-a-Porter Group и онлайн-площадка eBay. В eBay изданию пояснили, что решение было принято из-за трудностей с логистикой и прекращения работы систем оплаты. Могут ли эти факторы серьезно повлиять на работу оставшихся в России компаний и что будет происходить на рынке онлайн-торговли в обозримом будущем, попытались разобраться "Известия". Нестабильная ситуация За последние три недели с российского рынка полностью или частично ушли сразу несколько крупных зарубежных торговых интернет-площадок. Среди наиболее известных — онлайн-магазин одежды и косметики ASOS, сервисы Net-a-porter, Yoox (оба входят в Net-a-PorterGroup) и Farfetch, Amazon, а также Etsy и eBay. Все компании приняли такое решение после отправки российских войск на Украину. Как говорится в официальном заявлении eBay, компания приняла решение приостановить работу с российскими покупателями и продавцами, но при этом не уходит окончательно с российского рынка. — По причине прекращения работы платежных провайдеров и основных служб доставки мы временно приостанавливаем все транзакции с российскими адресами, — отметили в пресс-службе в ответ на запрос "Известий". — Мы будем продолжать оценивать ситуацию и вносить необходимые изменения в наши политики и предоставление услуг по мере развития событий. Ранее, в конце февраля, представители компании сообщали, что онлайн-площадка не будет приостанавливать свою деятельность в России, однако сроки доставки покупателям с территории страны могут увеличиться. Продавцам из России "в связи с нестабильной ситуацией в регионе" пообещали компенсировать сборы за выставление товара, начисленные в феврале и марте, а также оплату подписки в марте и сбор за досрочную отмену годовой подписки при закрытии магазина на eBay. В большинстве других упомянутых компаний не объясняли, по каким причинам было принято решение приостановить работу на российском рынке. Но на сайте компании ASOS (присутствует в России с 2013 года) отмечается, что в данный момент компания не только не осуществляет доставку на территорию страны, но также не может "предложить оформление возвратов или возвраты средств в связи с проблемами с обработкой наших платежей". В компании "решают этот вопрос", отмечается на сайте. "Переориентировались на оплату физическими картами" Оставшиеся на территории России крупные маркетплейсы, к которым обратились за комментарием "Известия", пока не отмечают каких-либо серьезных изменений в своей работе. В пресс-службе AliExpress Россия "Известиям" уточнили, что доставка заказов осуществляется в стандартные сроки, также сохраняется большинство привычных возможностей оплаты. — Все рублевые платежи для пользователей AliExpress Россия по картам MasterCard и Visa работают в обычном порядке, кроме оплат с помощью Apple Pay и Google Pay. Это означает, что можно оплачивать товары на AliExpress картами, которые были выпущены в России вплоть до срока их истечения, — уточнили представители компании. Помимо этого, оплатить заказы возможно картами платежной системы "Мир" и электронными кошельками, уточнили в компании. Вывод средств для российских продавцов, товары которых представлены на онлайн-площадке, также осуществляется стабильно. "Мы ожидаем, что такая ситуация сохранится и в дальнейшем", — говорится в полученном изданием ответе. Всего на платформе представлено около 400 тыс. продавцов, включая 102,5 тыс. российских. — Напомним, что AliExpress Россия — это российская компания, которая действует в России и странах СНГ (за исключением Украины). Совместное предприятие в сфере электронной социальной коммерции является отдельной компанией от глобальной AliExpress, которая представлена в других странах, — отметили в пресс-службе. В пресс-службе "Яндекс.Маркета" пояснили, что компания не работает в сегменте трансграничной торговли, на платформе представлены только российские продавцы. — Существенного сокращения ассортимента мы сейчас не наблюдаем. Карты Visa и MasterCard российских банков работают, платежи проходят. По статистике также видим, что пользователи легко переориентировались с Apple Pay и Google Pay на оплату физическими картами, — уточнили в компании. В компаниях Wildberries и "Озон", на площадке которой представлены в том числе товары, которые доставляют продавцы из-за рубежа, "Известиям" ситуацию не прокомментировали. Турецкий гамбит Поставки из Западной Европы в ближайшее время сократятся, солидарны все опрошенные изданием эксперты. Однако, по их мнению, само по себе для оставшихся в России маркетплейсов это некритично. Большая часть товаров сегодня поставляется из Китая и Юго-Восточной Азии, поэтому витрины онлайн-магазинов, вероятнее всего, "враз не опустеют", рассуждает президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков. Российские маркетплейсы работают преимущественно с российскими продавцами — малым и средним бизнесом, и большая часть российских продавцов в создавшихся условиях продолжат свое сотрудничество с маркетплейсами, уверена директор по маркетингу СДЭК Ольга Сгибнева. Кроме того, к ним могут присоединиться продавцы, ранее предлагавшие свои товары в социальной сети "Инстаграм". — Соответственно, отток зарубежных продавцов на маркетплейсах будет компенсирован за счет новых селлеров, у которых нет других вариантов, кроме как переориентироваться на другие площадки сбыта, — полагает собеседница издания. При этом логистические цепочки на территории страны остаются прежними, обращает внимание она. Исключение составляют южные регионы, где из-за закрытия авиасообщения все грузы сейчас отправляются наземным транспортом, что может привести к задержкам. Большинство — около 90% — всех перемещений товаров приходится на автомобильные и железнодорожные перевозки, поэтому на работе "якорных" маркетплейсов, таких как Wildberries, "Яндекс.Маркет" и "Озон", закрытие воздушного пространства серьезно не скажется, полагает ведущий менеджер компании FulEx, которая обеспечивает в том числе доставку грузов для маркетплейсов, Дмитрий Кондрашов. — Что касается Aliexpress, то покупатели уже ощутили на себе рост цен при заказе товаров из Китая. В большей степени это обусловлено общей экономической ситуацией, а не закрытием авиасообщения, так как с Китаем у РФ прямая граница, — отмечает он. На фоне сокращения поставок из других стран и в первую очередь Европы, поставщики, вероятнее всего, переориентируются на Турцию, считает глава компании "МойСклад" Аскар Рахимбердиев. Это будет актуально как для закупки товаров, так в поиске новых каналов сбыта: "Есть уже примеры российских селлеров, которые начали там продажи, эта тенденция будет развиваться и дальше", — отметил он. Намного более значимым фактором, по мнению собеседников издания, станет колебание курса рубля при необходимости закупать товары за валюту, а также подорожание логистических услуг. Всё это на фоне сокращения поставок приведет к росту цен как на доставку заказанных товаров потребителю, так и на оптовую и розничную стоимость самих товаров. Сложнее всего в новых условиях будет складываться ситуация с техникой — она в основном производится не в России и в ближайшее время может сильно подорожать из-за дефицита, полагает Сгибнева. — Пока наладится переориентация на китайских производителей, пройдет время. Соответственно в ближайшие месяцы будет продолжаться ажиотажный спрос и сильное повышение цен на технику больше, чем в среднем на все другие товары, — уверена она. Вырастет и порог бесплатной доставки для потребителей. Это, в свою очередь, может привести к возвращению "допандемийного сценария потребления", когда покупатели заказывали онлайн только крупные товары или товары в больших объемах, чтобы сэкономить на доставке, считает Рахимбердиев. — По моим прогнозам, стремительный рост маркетплейсов, который мы наблюдали последние два года, замедлится, спрос перераспределится на офлайн-розницу, которая окажется дешевле, — считает он. "Возвращение к допандемийному сценарию" При этом у экспертов и участников рынка нет единого мнения относительно того, попытаются ли новые компании занять места приостановивших свою деятельность. Свою роль здесь может сыграть как большое количество неизвестных в текущей ситуации, так и ожидаемые перемены в поведении покупателей — если в краткосрочной перспективе покупатели отреагируют на изменения повышенной активностью, в течение пары месяцев может последовать ее снижение, а также переориентация людей на более дешевые сегменты. В то же время в обозримом будущем на российский рынок могут прийти новые компании, которые попытаются занять освободившиеся ниши, полагает Дмитрий Кондрашов. — Появление новых площадок произойдет в ближайшее время. В перспективе — по качеству, ассортименту и цене — они смогут заменить покинувшие Россию площадки, — отметил он. И российские, и иностранные (в первую очередь азиатские) маркетплейсы сейчас "готовят свои структуры к развертыванию", согласен генеральный директор компании "Сеть партнерств", оператора подписки "Огонь", Владимир Начев. — Ключевые игроки видят в сложившейся ситуации как минимум необходимость пересмотреть бизнес-модели, как максимум — оценить новые возможности, — отмечает он. Маловероятным считает создание новых крупных онлайн-платформ в обозримом будущем генеральный директор компании XWAY, операционного партнера российских маркетплейсов, Антон Ларин. — Возможно появление небольших категорийных площадок, например, по продаже дизайнерской одежды. Однако создание крупных онлайн-платформ в ближайшее время маловероятно — открытие новых маркетплейсов потребует больших финансовых вложений, что в нынешних реалиях кажется рискованным, — рассуждает он. При этом торговым площадкам из Азии, которые могут сейчас проявить интерес к российскому рынку, сложно будет конкурировать с AliExpress, уже сформировавшим "многомиллионную лояльную аудиторию", отмечает он. Изменения структуры внутреннего рынка и пересмотра ролей между локальными брендами, которые до этого оставались неизвестными, ожидает Ольга Сгибнева. Не исключают собеседники издания и возвращения компаний, которые временно приостановили свою деятельность — в том числе и в ближайшие месяцы. Однако принимать окончательные решения крупные игроки в любом случае будут только после того, как станет понятен "итоговый ландшафт взаимодействия" с зарубежными контрагентами, а также определится окончательный список наложенных на РФ и российских резидентов ограничений, солидарны опрошенные изданием эксперты.
Ссылка на источник
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Похожие статьи
Тема | Релевантность | Дата |
---|---|---|
Как изменились ИТ-процессы в "Ленте" после ухода зарубежных вендоров | 18.97 | Среда, 30 августа 2023 |
Visa после ухода из России потеряла 35 млн долларов США | 15.83 | Среда, 27 апреля 2022 |
Для зарубежных ИТ-корпораций и маркетплейсов могут ввести налог 3% с доходов в РФ | 14.09 | Среда, 09 июня 2021 |
Спрос на NGFW решения UserGate в России вырос в 4 раза после бегства зарубежных ИБ-вендоров | 13.11 | Среда, 12 апреля 2023 |
Dell вернулась на биржу пять лет спустя после ухода | 13.02 | Суббота, 29 декабря 2018 |
Спрос на NGFW-решения UserGate в России вырос в четыре раза после бегства зарубежных ИБ-вендоров | 12.98 | Четверг, 13 апреля 2023 |
Россияне стали чаще пользоваться торрентами после ухода иностранных сервисов | 12.75 | Понедельник, 18 апреля 2022 |
Основатель QIWI приобрел долю в проекте "Сколково" после ухода японцев | 12.75 | Понедельник, 06 июня 2022 |
"Почта России" против маркетплейсов | 11.14 | Вторник, 23 мая 2023 |
Из-за ухода из России компания Cisco потеряла $200 млн | 10.82 | Четверг, 19 мая 2022 |