ПО для старта: выгодно ли "импортозамещаться" в секторе МСП?

21 фев 2022 02:40 #108026 от ICT
Экономическая и политическая нестабильность в последнее время, к сожалению, нарастает. У западных стран и ВТО появляются претензии к России, и даже оставив в стороне их суть и обоснованность, можно констатировать: риски "отлучения" страны от западных ИТ-ресурсов стали очевидными. Встает закономерный вопрос — с чем столкнется отечественный бизнес в случае такого развития событий? Сможет ли он работать без некоторых западных продуктов? Потянет ли финансовую нагрузку? Цены в последнее время идут вверх практически во всех сферах жизни — это касается и продуктов питания, и стройматериалов, и автомобилей, и недвижимости, и массы других вещей. Программное обеспечение, необходимое для работы практически любого офиса, не стало исключением — к примеру, за последние несколько месяцев заметно выросли цены на продукцию компании Microsoft. При этом надо учитывать — за ПО зарубежного производства теперь необходимо платить НДС. Между тем, политика импортозамещения в сфере ПО уже дает свои плоды: на рынке есть вполне функциональные отечественные продукты, которым вполне по силам соперничать с зарубежными. Попробуем оценить, что выгоднее? Новый бизнес — новые траты На самом деле, вопрос закупки ПО отнюдь не последний в ряду проблем, которые предпринимателям приходится решать на этапе старта. И проблема эта достаточно массовая: глава Правительства Михаил Мишустин в одном из своих январских выступлений сообщил, что в стране по итогам 2021 года в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появилось более миллиона новых предприятий, на 20% больше, чем в 2020 году. Значит, несмотря на то, что пандемия пока не отступает, малый и средний бизнес все-таки начинает поднимать голову. Между тем, подавляющему большинству подобных предприятий необходимо ПО, и особенно явной эта потребность стала в период пандемии — согласно данным исследований, потребность именно малого бизнеса в ИТ-сервисах заметно выросла, Хотя бы самый базовый набор, который требуется всем: операционная система, офисное решение, а с 2020 года — средства организации и проведения онлайн-видеоконференций. Последнее стало настолько очевидно для всех участников рынка, что сегодня производители ПО для совместной работы часто включают ВКС-решения в базовый комплект поставки. Давайте посмотрим, во сколько обойдется базовое ПО для организации рабочих мест в условной компании с 50 офисными сотрудниками, которые занимаются обычной офисной работой с документами. Цель — хотя бы в первом приближении понять, насколько выгодно пользоваться программными продуктами отечественной разработки. Операционная система Прежде всего любому ПК условного сотрудника необходима ОС. Самый популярный вариант — как нам кажется, MicrosoftWindows 10 PRO. Да, уже вышла Windows 11, но пока далеко не все пользователи готовы к переходу на новый продукт, опасаясь возможной несовместимости с привычным прикладным ПО или оборудованием. Windows 10 PRO стоит 15 500 рублей[1] на одну машину, а значит, для парка в 50 компьютеров необходимая сумма составит 775 000 рублей. Вполне неплохой альтернативой может стать операционная система семейства Linux – на самом деле никаких проблем с выполнением обычных функций офисного сотрудника, таких как работа с документами, с электронной почтой, использование средств связи (в том числе ВКС), обычно не возникает. Теоретически, ничто не мешает установить на компьютеры нашей условной компании любой популярный бесплатный дистрибутив, например, Ububntu или LinuxMint: на сегодня такие операционные системы достаточно дружелюбны к пользователю и уже не требуют знания даже основных команд терминала. Но только в случае, если конфигурация вашей системы полностью стандартна и не требует подстройки системы. Найти системного администратора, хорошо знающего Linux, не так уж просто, так что поддержка от разработчиков пригодится, и лучше русскоязычная. На рынке давно уже присутствуют дистрибутивы Linux отечественного производства. Например, десктопная редакция РОСА "КОБАЛЬТ" (RELD) + 1 год стандартной техподдержки обойдется в 4600 рублей на один ПК, или 230 000 рублей на нашу условную компанию. ПО для работы Конечно, помимо операционной системы для офисной работы необходимо ПО для работы с офисными документами — огромная часть как внутренних, так и внешних коммуникаций любой компании так или иначе на них завязана. При этом современная платформа для офисной работы, с учетом пандемийных реалий, помимо классического оффлайн-варианта, просто обязана давать возможность работать с документами а) в режиме совместного редактирования и б) удалённо — из дома, например. Конечно, обязательны мобильные приложения, которые позволят получить доступ к корпоративной информационной среде и поработать с документами в экстренных случаях, когда обычного ПК нет под рукой. Плюс, крайне актуальной стала возможность проводить сеансы видеоконференцсвязи. Поэтому в качестве вариантов для рабочего ПК мы выбрали три потенциально приемлемых варианта. Два из них — зарубежные разработки, Microsoft 365 и GoogleWorkspace. И одна — отечественная, экосистема для совместной работы "Р7-Офис". И поскольку мы определили, что видеоконференции нам необходимы, будем рассматривать прежде всего те варианты поставки, которые соответствующие возможности предусматривают. Благо все три платформы могут соответствующее решение включать: это Teams от Microsoft, Meet от Google и модуль "Команда" в составе "Р7-Офис". Microsoft 365 – крайне популярный вариант, гарантирующий минимальное количество проблем с поддержкой файлов стандарта OOXML (расширения *.docx, *.xlsx, *.pptx). Правда, только в декстопном варианте: веб-версия офисных редакторов от редмондской компании имеет некоторые ограничения по функционалу и далеко не все файлы, созданные в полноценной десктопной версии, способна отобразить правильно. Нашим задачам (необходимы видеконференции, напомним) удовлетворяет версия Microsoft 365 Business Standard, которая включает Microsoft Office для всех устройств, плюс Exchange, Teams и др., а также некоторые новые приложения — Bookings и Outlook Customer Manager. Плюс, конечно, веб-версии и мобильное приложение Office. В комплект подписки включен бесплатный домен на 1 год и 1 Тб облачного хранилища. В год на одно рабочее место данный пакет обойдется в 12 313[2]рублей, что для нашего гипотетического малого предприятия с 50 рабочими местами выльется в 615 650 рублей. На самом деле существует также вариант подписки Microsoft 365 BusinessBasics, который обойдется в 5 184 рубля в год в расчёте на пользователя. Однако он не включает десктопных компонентов, и может работать только онлайн. Что возможно, к сожалению, не всегда и не везде. С GoogleWorkspace работать можно только из браузера, но возможность делать что-то с офисными документами без активного интернет-соединения здесь всё-таки есть. Вопрос решается установкой специального расширения для GoogleChrome, что даст возможность локально с ними поработать в приложениях пакета "Документы Google". Также стоит иметь в виду: хотя совместимость с документами OOXML здесь и заявлена, в случае, если они содержат сложное форматирование, возможно их неправильное отображение. Минимально удовлетворяющий нашим запросам пакет подписки GoogleWorkspace – это Business Starter. Помимо Документов Google и 30 гб места в облаке на пользователя (не так много, здесь используется эконом-вариант) пакет включает в себя сервис видеоконференций Meet (до 100 участников), групповой мессенджер Chat и другие полезные приложения — заметки, виртуальная презентационная доска, конструктор сайтов, сервис опросов и анкетирования и др. Стоимость составит $86.4[3] в год (включая НДС) на пользователя, что в пересчете на рубли по актуальному курсу 76,7 руб./USD даст нам 6 627 рублей. На 50 пользователей — соответственно, 331 350 рублей. "Р7-Офис" — свежая отечественная разработка, стремительно наращивающая известность и пользовательскую базу. Есть версии для Linux, Windows, MacOS, а также мобильные приложения плюс наличие десктопных и веб-версий офисных редакторов с практически идентичным функционалом. Разработчик, АО "Р7", декларирует полную совместимость с форматом OOXML, который является базовым для пакета. В составе — Экосистема включает средства коммуникации, в том числе видеоконференцсвязь (не во всех вариантах поставки) в модуле "Команда", система документооборота, модуль управления проектами, CRM и другие инструменты. В 2021 году производитель существенно снизил цены на продукт для малых предприятий (к которым относится и наша гипотетическая компания), так что в варианте "Облачный офис + Десктоп" система обойдется в 2990 рублей в год на пользователя. Места в облаке при этом выделяется немного — 5Гб на пользователя, но вопрос этот легко решается путем подключения внешнего облачного хранилища (тут доступно множество вариантов). Итого, на нашу виртуальную компанию в 50 пользователей затраты составят 149 500 рублей. Подсчитаем итоги Давайте условимся, что вариантов комплектации рабочего места у нас будет 5: Google Workspace ведь не принципиально, какая именно у вас операционная система у вас на ПК, Windows или Linux. Также это неважно для "Р7-Офис". А вот Microsoft 365 такой всеядностью не отличается, поэтому для него мы оставим лишь вариант с Windows. Вывод очевиден: используя комбинацию из отечественного дистрибутива операционной системы и отечественной же платформы для совместной работы, наше условное малое предприятие сможет сэкономить более миллиона рублей в сравнении с вариантом Windows 10 + Microsoft 365. Затраты в случае с полностью отечественным ПО составят чуть более четверти (27%) от той суммы, что придется заплатить, используя ПО только от Microsoft. [1] Здесь и далее: цены актуальны на период подготовки данного материала и могут измениться. Источник — сайт производителя или прайс-лист одного из крупных российских продавцов ПО. [2] На сайте Microsoft можно обнаружить более низкий ценник, около 900 рублей, однако следует обратить внимание: эта цена не включает налоги. [3] На сайте Google можно обнаружить более низкий ценник, который не включает налоги. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях