Российский ретейл переживает ИТ-бум

04 фев 2022 02:40 #107707 от ICT
Ритейлеры для офлайн-магазинов чаще всего тестировали либо внедряли системы видеоаналитики, решения для самообслуживания, а также инструменты для автоматического управления ассортиментом, а главным трендом 2021 года стала экспресс-доставка товаров. Аналитики выяснили, что с 2018 года объем российских венчурных инвестиций в RetailTech вырос в два раза и достиг отметки в $76 млн по итогам девяти месяцев 2021 года. Также они отмечают, что в сегменте e-commerce в 2018-2020 годах более 90% венчурных инвестиций составили инвестиции в компанию Ozon. в 2021 году инвестиции от частных фондов составили более 40% от общего итога за девять месяцев, этот результат более чем в три раза выше показателя за весь 2020 год По данным совместного исследования Deloitte СНГ и SAP, в России индустрия розничной торговли находится в топе лидеров по цифровизации после банковского сектора. По словам экспертов, это связано с переходом в онлайн розничных игроков в поисках новых цифровых каналов взаимодействия с клиентами для удовлетворения их потребностей. По мнению авторов исследования ИТ-инноваций в российском ритейле в России, как и во всем мире наблюдается бум спроса на инновации для розничной торговли. Согласно оценке Dsight, в течение трех кварталов 2021 года общий объем венчурных инвестиций в RetailTech (решения для повышения эффективности продаж онлайн- и офлайн-магазинов) и e-commerce составил $108 млн. При этом количество сделок за период составило 35 штук, что почти соответствует уровню 2020 года. Это указывает на то, что рост объема инвестиций обусловлен наличием крупных сделок в сегменте. Также аналитики выяснили, что с 2018 года объем российских венчурных инвестиций в RetailTech (без e-commerce) вырос в два раза и достиг отметки в $76 млн по итогам девяти месяцев 2021 года "Из них почти 80% составили инвестиции в компании, разрабатывающие решения в области логистики и доставки. Объем инвестиций в данный сегмент растет третий год подряд, по итогам девяти месяцев 2021 года данный показатель вырос более чем в два раза до $60 млн по сравнению с 2018 годом", - сообщили авторы исследования. Также они отмечают, что в сегменте e-commerce в 2018-2020 годах более 90% венчурных инвестиций составили инвестиции в компанию Ozon, которая в 2020 году вышла на IPO. "Однако даже без учета сделок с Ozon, которые являются аутлайерами выборки, очевидно, что российские компании в сфере электронной коммерции начали привлекать больше инвестиций, чем раньше. Так объем инвестиций в e-commerce вырос с $20 млн (w/o Ozon) в допандемийный 2019 год до $32 млн за первые 9 месяцев 2021 года. Важно отметить, что небольшой размер венчурных инвестиций при объеме рынка в $33 млрд связан с тем, что в течение последних нескольких лет рынок был сильно консолидирован крупными стратегами", - рассказывают авторы исследования. По данным исследования, три из топ-5 венчурных сделок 2021 году в ритейле состоялись с участием сервисов доставки. Так, сервис курьерской доставки Dostavista суммарно привлек $50 млн в двух раундах, а курьерская платформа на основе ИИ "Прямиком" привлекла $6 млн. "Еще одна сделка из топ-5 была совершена в сегменте e-commerce: маркетплейс предметов цифрового искусства Rarible привлек $14,2 млн. Замыкает пятерку крупнейших сделок инвестиция в размере $5,5 млн в Viewevo - разработчика технологий для распознавания товаров, показанных на ТВ-экране, с возможностью их дальнейшего приобретения", - делятся данными авторы исследования. Также исследование рынка показало еще один тренд: частные фонды - основной источник финансирования технологических компаний в области ритейла. Так в 2021 году инвестиции от них составили более 40% от общего итога за девять месяцев. По оценкам аналитиков, этот результат более чем в три раза выше аналогичного показателя за весь 2020 год, без учета сделки с Ozon. Наиболее активным инвестором по количеству сделок в RetailTech, по результатам исследования оказался Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), за последние четыре года фонд суммарно участвовал в 17 сделках. По данным анализа технологических новостей, опубликованных в открытых источниках, проведенного Dsight, в 2021 г. российские ритейлеры из топ-10 по выручке за первое полугодие 2021 году из технологий для офлайн-магазинов чаще всего тестировали либо внедряли системы видеоаналитики, решения для самообслуживания, а также инструменты для автоматического управления ассортиментом. Руководитель департамента инноваций Х5 Group Роман Тимаев отметил, что компания старается в первую очередь, при разработке и внедрении любых инструментов, отталкиваться от потребностей покупателя и предвосхищать его желания. "Покупатель хочет видеть абсолютно корректные ценники на полке, поэтому мы внедряем электронные ценники, помогая нашему персоналу и покупателям в этом вопросе. Покупателю не хочется проводить время в очереди – мы внедряем кассы самообслуживания", - приводит пример Роман Тимаев. Также он рассказал, что в торговых точках X5 Group широко распространена система "экспресс-скан" (Scan&Go). "Я не могу сказать, что технология не востребована. В некоторых магазинах ее использование доходит до 2 %. Но мы верим, что доля будет расти. Как минимум, за счет нашей подрастающей молодежи, которая живет со смартфонами в руках. Даже поход в магазин для них проходит с телефоном в руках и использованием программы "экспресс-скан", - рассказывает эксперт. Менеджер по инновациям сети Hoff Лев Самсонов. отмечает, что в компании работают кассы самообслуживания, но пока раздумывают над введением системы Scan&Go. "По поводу этой технологии на данный момент на рынке очень противоречивые мнения", - отмечает эксперт. Еще один тренд для ритейла в 2021 году, по итогам проведенного исследования, это развитие российскими розничными продавцами финансовых услуг партнерам и клиентам через создание собственных банков и финансовых сервисов (X5, Wildberries, Ozon, "М.Видео-Эльдорадо" и др.). "Ритейлеры внедряли различные варианты оплаты, например, по взгляду, по QR-коду через СБП, запускали решения по оформлению товаров в рассрочку и кредит", - говорят авторы исследования. Они отмечают, что, кроме того, в 2021 году офлайн ритейл открывал новые форматы магазинов, удовлетворяющие спрос на удобство, впечатления и новый клиентский опыт: магазины без кассиров ("Пятерочка"), фиджитал-сторы (Hoff), концепт-сторы (Askona), тематические суперсторы ("Магнит"), pop-up сторы ("Декатлон"), шоу-румы ("Технопарк") и другие. Основатель аналитической платформы Dsight, партнер группы компаний RB Partners Арсений Даббах считает, что рассрочка в ритейле, тема, которая захватила всех в прошлом году, но он не думает, что она еще долго продержится. Также он прогнозирует оплату виртуальными коинами. "Я верю, что мы придем к свободной валюте, но не в этом году", - говорит эксперт. Как и в мире, сектор электронной коммерции в России продолжает активно расти. По оценкам Infoline в первом полугодии 2021 года уровень проникновения online в оборот розничной торговли достиг 9,0%. По прогнозам Data Insight, в 2024 году доля электронной коммерции в общем обороте розницы достигнет 19%, а оборот электронной торговли составит 7,2 трлн руб. Представители отрасли и аналитики считают, что к 2025 году онлайн-торговля увеличит проникновение в российский ритейл до 18-25%, а консолидация отрасли электронной коммерции займет не менее трех ближайших лет. Эксперты прогнозируют появление топ-три игроков рынка с концентрацией порядка 60% в периоде от трех лет. Эксперты компаний авторов исследования, считают, что в условиях роста проникновения электронной коммерции будет расти востребованность быстрой доставки товаров. "В 2021 году крупнейшие российские ритейлеры активно расширяли географию своих сервисов быстрой доставки и ассортимент доставляемых товаров, а также запускали коллаборации с другими компаниями в формате экспресс-доставок", - отмечают они. По мнению экспертов отрасли, в ближайшие несколько лет розничные продавцы продолжат конкурировать по скорости доставки, пока она не достигнет некого предельного значения в 10-15 минут. Также они считают, что многие игроки выберут путь развития по модели дарксторов: некоторые из них уже отказались от планов по открытию новых магазинов в 2022 г., а доставку они планируют осуществлять непосредственно из таких помещений. Эксперты прогнозируют, что в рамках развития сервисов экспресс-доставки будут совершенствоваться способы доставки. Так в 2021 году Wildberries начал тестирование доставки дронами, а "Яндекс" сообщил о планах запустить доставку продуктов роботами-курьерами в ОАЭ. Роман Тимаев из Х5 Group говорит, что пандемия дала огромный толчок экспресс-доставке и покупатель к этому привык и он хочет более качественный товар, более высокий уровень сервиса и более быструю доставку. "Дарксторы решают проблемы, которые есть в торговых точках. Например, вопрос с некорректными данными об остатке. Кроме того, открываются новые возможности – менять ассортимент, не привязываясь к ассортименту магазина, выбирая то, что востребовано в зоне доставки конкретного даркстора. Можно изменять процесс, автоматизировать, роботизировать, делать предзаказ и предсборки. Я считаю, что даркстор – это прекрасный инструмент для повышения уровня сервиса и качества, а также времени доставки", - считает он. Член совета директоров "Холодильник.ру". Вадим Федчин рассказал, что за последние два года на рынке ритейла произошла революция – переток из офлана в онлайн. "Мы стали одними из бенифициаром так как наш фокус всегда был на каналах онлайн продаж. Раньше мы жили в парадигме, что нельзя представить покупки без офлайн-витрины, сейчас же все изменилось. По нашим продажам в онлайне мы видим, что покупателю больше не требуется физически посмотреть товар перед покупкой. Происходит постепенный переход в дарксторы. Для нас это небольшие склады, которые позволяют быстро делать покупки". Основатель сервиса Broniboy Александр Радионов также отмечает, что акцент сместился на экспресс-доставку. Эксперт считает, что нужно делать ставку на прогнозы в этом сегменте. "Необходимо знать заранее примерные запросы покупателей и нужное количество курьеров на линии в определенное время. Главное - прогнозирование спроса, которое позволит выводить нужное количество курьеров на линию с минимальным простоем, ведь хороший сервис определяет будущее. Клиент будет там, где его хорошо обслужат", - считает Александр Радионов. "Дарксторы – это мейнстрим, на сегодняшний день, и мы все, естественно, туда зашли. Это главный тренд. Следующим шагом может быть доставка "до холодильника", но особенности российских городов не совсем подходят для такой системы. Покупатель в большинстве магазинов сам делает уже очень многое", - говорит основатель изданий New retail и Project Line, эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов. Крупнейшие игроки отрасли сходятся во мнении, что вектор развития российского ритейла направлен в сторону омниканальных бизнес-моделей. Они считают, что в ближайшие несколько лет ритейл будет находиться в поиске оптимальной концепции совмещения офлайн- и онлайн-форматов. По результатам исследования, его авторы делают вывод о том, что лидеры российской розницы все более активно используют различные инструменты открытых инноваций, а компании изучают сотни стартапов в год, чтобы найти прорывные технологии, перспективные продукты и команды для интеграции и улучшения клиентского опыта. По оценке Dsight, более 40% российских корпоративных акселераторов ищут технологические проекты в областях ритейла и клиентских сервисов. По данным рейтинга российских корпораций по работе с открытыми инновациями, подготовленного исследовательским проектом "Барометр" в 2021году, среди ритейлеров наиболее успешно работают со стартапами компании X5 Retail Group, "Лента", "ВкусВилл", "Магнит" и "Сафмар". В рейтинге, составленном за 2019 — начало 2020 года, отрасль была представлена всего двумя корпорациями, а спустя год в рейтинг вошли пять сетей розничных товаров. Среди акселераторов, которые работают со стартапами в области ритейла, авторы исследования отмечают Lenta Accelerator, MGNTech, акселератор Россельхозбанка, технологический альянс RITA (Retail Innovation Tech Alliance), объединяющий Группу "М.Видео-Эльдорадо", X5 Group, "Билайн" и Hoff, которая осуществляет поиск стартапов с целью запуска совместных пилотных проектов. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Четвертка ретейл-новаторов9.35Среда, 26 февраля 2020
    Tele2 пришел в братский ретейл9.25Четверг, 29 января 2015
    Ретейл покорил венчурных инвесторов9.25Понедельник, 25 октября 2021
    Ретейл в авангарде новейших технологий9.25Воскресенье, 20 февраля 2022
    Ретейл в авангарде новейших технологий9.25Воскресенье, 20 февраля 2022
    Ретейл ждет от стартапов решений будущего9.15Среда, 11 ноября 2020
    Vimpelcom Ltd. переживает снижение9.11Среда, 07 сентября 2016
    Роскомнадзор переживает за связь в Крыму9.01Пятница, 25 сентября 2015
    Маркетинг переживает цифровую трансформацию9.01Понедельник, 13 мая 2019
    Системное ПО переживает стресс-тест9.01Четверг, 23 июня 2022

    Мы в соц. сетях