X5 ставит на АБ-платформу

21 дек 2021 02:40 #107053 от ICT
Система AБ-тестирования, о запуске которой объявили в X5 Group, позволяет в автоматическом режиме собирать результаты экспериментов на 18656 магазинах, а также анализировать эффективность операционных процессов во всех бизнес-единицах группы. В рамках пилотного этапа платформа АБ-тестирования тестировалась торговой сетью "Пятерочка" для проверки целого ряда проектов: расширение ассортимента категории "Готовая кулинария", эффективность новых холодильных установок, влияние установки пекарен на РТО и т.д. Возможности платформы позволили за минимальный срок и без участия человека рассчитать финансовый эффект проведенных экспериментов, рост категории и иные экономические показатели, что позволило принять решение о быстром внедрении или закрытии проекта. В рамках тестирования каждой гипотезы магазины в указанных географических пределах равномерно делятся на две группы. В первой группе в системе аккумулируются необходимые показатели в рамках эксперимента. В контрольной группе продолжается стандартная операционная деятельность без изменений. После окончания пилота производится замер релевантных метрик и определяется успешность пилота. Директор по анализу данных компании "Х5 Технологии" Михаил Неверов отмечает, что разработка АБ-платформы заняла около года, и является полностью собственным решением компании. Он добавил, что на направлении коммерции торговой сети "Пятерочка" платформа работает в пилотном режиме, но с широким функционалом, и в следующем году планируется внедрение системы для всех функций данной торговой сети, а также подключение других бизнесов Х5. "Мы будет оценивать эффект от внедрения постепенно. Экономика будет зависеть от нескольких составляющих: количества тестов без увеличения штата профильных специалистов; увеличения "глубины" и частоты тестирования, а следовательно ускорения Time to Market по большему числу проектов. Так, например, до внедрения платформы мы считали что ниже определенной планки АБ-тесты не стоит применять или тесты стоит применять для более высокоприоритетных направлений", - заявил Михаил Неверов. Система АБ-тестирования помогает принимать решения на основе "сырых" данных: в ежедневном режиме информация о покупках систематизируется, анализируется и используется для формулирования выводов относительно каждой из сотен выдвигаемых гипотез. Основная цель проекта - ускорить рост бизнеса X5 за счет увеличения количества проводимых экспериментов. Система оперирует всем масштабом данных из хранилища X5 - десятках миллионов записей ежедневно. Сейчас платформа проходит стадию тестирования и доработки ряда модулей. Планируемый объем оценки экспериментов – более 1000 в год. "В стратегии развития Х5 Group одним из ключевых управленческих принципов зафиксирован data-driven подход - принятие решений на основе данных. Каждый год специалисты по большим данным проводят сотни AdHoc анализов. Сегодня мы даем нашим бизнес-подразделениям удобный и быстрый инструмент для самостоятельной проверки гипотез. Собственная АБ-платформа за счет автоматизации процесса позволит быстро оценивать результата пилота проекта, ускорить показатель Time to Market. Внедрение платформы означает еще более глубокую интеграцию инструментов аналитики в повседневные процессы компании и повышение точности результатов за счет исключения человеческого фактора", - комментирует управляющий директор "Х5 Технологии" Антон Мироненков. Партнер "Лиги Цифровой Экономики" Олег Сенчук обращает внимание, что АБ-тестирование с точки зрения бизнеса на основе Big Data — новый развивающийся подход, но пока его применяют единицы. По его словам, АБ-тестирование позволяет с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения в режиме реального времени анализировать эффективность изменений и на основании этого принимать управленческие решения о запуске или прекращении проектов; основой в решении Х5 являются данные. "Если такие платформы удастся правильно использовать, и самое главное — доверять данным, которые получаются на выходе, то эта технология получит широкое распространение. В целом любые платформы, которые позволяют оперативно принимать управленческие решения, — гигантское конкурентное преимущество относительно других игроков. Поскольку они позволяют быстро понимать, какие изменения эффективны, а какие нет", - полагает Олег Сенчук. Платформа АБ-тестирования является собственной разработкой Х5 Group. Для обработки тысячи терабайт данных используются технологии машинного обучения. В ходе реализации проекта создана IT-система, состоящая из комплекса решений на основе технологий Hadoop, Spark, Kafka, Docker. Все модули запускаются в корпоративном центре обработки данных под управлением системы Kubernetes. Используются технологии виртуализации для обеспечения масштабируемости и отказоустойчивости системы, работающей на нескольких десятках физических серверов. По сложности решаемых задач и масштабу обработки данных продукт является уникальным для рынка. "Hadoop, Spark, Kafka, Docker – это уже устоявшийся технологический стек для онлайн стриминга данных. Подход, который раньше всего был опробован и внедрен в цифровом банкинге, в финтехе имеет форму индивидуального предложения, основанного на ситуативном анализе поведения клиента: когда, где и что он приобрел. Все варианты текущих банковских продуктов предварительно рассчитываются для конкретного потребителя или группы клиентов и при наступлении тех или иных заранее рассчитанных событий актуализируются и предлагаются по факту анализа критических показателей. Например, анализируются состояние текущего счета (в моменте), доходы (в месяц/год), что и с какой периодичностью клиент приобретает", - говорит директор по продуктовой стратегии "Группы Т1" Сергей Иванов. Он добавляет, что компания X5 Group не является пионером в ритейле, ранее часть элементов подобного подхода была реализована и использовалась объединенной компанией "М.Видео – Эльдорадо"; в мобильном приложении клиенту предлагалась индивидуальная цена, которая рассчитывалась по массе показателей и корректировалась в моменте, в зависимости от логики потребительского поведения. По мнению Сергея Иванова, подобный подход будет являться частью отраслевого стандарта, это вопрос исключительно времени и крайне недалекого будущего. Эксперт полагает, что необходимые для этого объемы данных в крупных компаниях уже есть, а уровень текущих технологий позволяет реализовать данную задачу при относительно небольшом объеме инвестиций, тем более в рамках одной группы компаний. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    "ЭР-Телеком" ставит на ИИ-платформу12.33Четверг, 05 ноября 2020
    "Билайн" ставит на омниканальную платформу12.2Вторник, 09 марта 2021
    "ВымпелКом" ставит голосовые коммуникации на платформу12.06Среда, 15 мая 2019
    «И ставит, и ставит им градусники». ЭР-Телеком измерит температуру11.09Понедельник, 13 апреля 2020
    МТС ставит рекорды7.71Пятница, 30 января 2015
    Сбербанк ставит на ИТ7.71Пятница, 13 марта 2015
    «Вымпелком» ставит на B2B7.71Среда, 28 ноября 2018
    МТС ставит на геймеров7.71Четверг, 14 марта 2019
    Yota ставит точки7.62Четверг, 22 января 2015
    "Билайн" ставит на студентов7.62Пятница, 27 марта 2015

    Мы в соц. сетях