Не спишете: банки обяжут запустить автоплатежи в СПБ с 1 апреля 2022-го

06 дек 2021 15:40 #106756 от ICT
ЦБ определился с датой, когда системно значимые банки должны внедрить функционал автоматических списаний в адрес интернет-магазинов и онлайн-сервисов в системе быстрых платежей (СБП). Это должно произойти с 1 апреля следующего года, следует из стандартов ("Известия" ознакомились с документом) Национальной платежной системы (НСПК). Анонимно некоторые банки поделились с "Известиями" мнением, что отпущенного времени может не хватить. Однако официально кредитные организации сообщили, что проблем по срокам не возникнет. Такого же мнения придерживаются в ЦБ и НСПК. По взаимному согласию Сценарий операции СБП C2B "Привязка счета" стал доступен в так называемой песочнице 22 июля этого года. В конце лета стало известно, что НСПК (клиринговый центр СБП) провел тестирование этого функционала с рядом банков. В конце ноября определена и дата внедрения. Как следует из документа НСПК, в системно значимых банках привязка счета в СБП должна быть реализована к 1 апреля 2022 года. Сама по себе опция довольно проста и хорошо известна, например, пользователям приложений для заказа такси. Достаточно один раз дать согласие на автоматическое списание денег в пользу сервиса или интернет-магазина, и больше не надо вводить данные карты — деньги будут списываться автоматически. Аналогичная история и с подписками например, на онлайн-кинотеатры или музыкальные сервисы, на которые можно установить автоплатежи. Предполагается, что удобством нового функционала станет возможность управлять такими подписками, в том числе за счет возможности отписаться. — В мобильном приложении банка, счет которого клиент привязал для оплаты, он будет видеть все подписки и сможет контролировать их, в том числе отзывать при необходимости, — пояснили "Известиям" в НСПК. Это может устранить проблему, когда человек просто забывает обо всех сервисах, которые требуют регулярной оплаты. Срок данности На условиях анонимности некоторые банки заявили "Известиям": есть риск, что не успеют внедрить функционал к 1 апреля будущего года. Однако все кредитные организации, которые ответили на запросы "Известий" (ВТБ, МКБ, Совкомбанк, "Открытие", Райффайзенбанк), уверили, что уложатся в сроки. По словам руководителя направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгия Коннова, для торговых точек функционал подписок в кредитной организации уже внедрен в августе 2021 года, а подписки по СБП для физлиц планируется реализовать до 1 апреля 2022-го. — Для банков это сопряжено с изменениями клиентских сценариев, в том числе в связи с необходимостью реализации возможности отписки, — сообщил он. — Банкам потребуются усилия для того, чтобы его реализовать с наглядным для клиентов интерфейсом, поэтому реализация подписок требует больше времени, чем оплаты. При этом, как отметил Георгий Коннов, сервис c2b-подписок является расширением уже существующей функциональности СБП, поэтому не требует больших изменений у тех компаний, которые уже используют эту систему. — Трудоемкость и затраты на реализацию функционала зависят от архитектуры конкретного банка, при этом объем работ в любом случае довольно значительный, — сказал директор департамента эквайринга "Открытия" Александр Дынин. В пресс-службе Центробанка заявили "Известиям", что у системно значимых банков достаточно времени для реализации этой возможности. С учетом востребованности СБП такой сервис должен быть в системе, подчеркнули в ЦБ. Пресс-служба НСПК сообщила, что вместе с несколькими банками ранее протестировала функционал "привязки счета" в рамках пилотного проекта. — Сейчас на рынке уже есть примеры успешной реализации сервиса. В настоящий момент НСПК совместно с рядом кредитных организаций и торгово-сервисных предприятий ведут работу над внедрением сервиса. Ожидается, что системно значимые банки завершат техническую реализацию сервиса к 1 апреля 2022 года, — уточнили в клиринговом центре СБП. В условиях опциональности Можно было бы предположить, что функционал в рамках СБП станет конкурировать с уже существующими решениями банков и технологических компаний, в том числе с "пакетными подписками" (например, "СберПрайм" или "Яндекс Плюс"). Но сравнивать их вряд ли корректно, считает руководитель направления исследований финансового центра "Сколоково-РЭШ" Егор Кривошея. Сервисы подписок конкретных компаний работают в рамках одной экосистемы, то есть ограниченного набора сервисов, а с помощью опции в СБП можно будет подключиться к любому сервису, пояснил он. В ВТБ также не видят проблемы в расширении опций для потребителей. — В результате у клиента может быть несколько разных по параметрам и технологиям подписок. Например, через СБП или платежные системы, для списания со счета или с карты, регулярные и на фиксированную сумму или просто как разрешение на списание со счета в момент покупки в данной торговой точке, — сказали "Известиям" в пресс-службе кредитной организации. Однако, как подчеркнул Егор Кривошея, важно, чтобы клиент не запутался и не перестал использовать какие-либо ID или подписочные сервисы. При этом эксперт уверен, что каких-то более серьезных рисков по сравнению с уже существующими сервисами нет. — Как и в других инфраструктурных и платежных решениях, здесь используются серьезные стандарты безопасности и защиты данных, — прокомментировал Егор Кривошея. Ведущий специалист отдела аудита Infosecurity (ГК Softline) Анатолий Сазонов также уверен, что риски такого функционала минимальны, так как банковская сфера безопасности, в том числе и безопасность платежей СБП, достаточно жестко отрегулирована. — Финансовые организации обязаны проводить частые периодические внешние и внутренние аудиты, системно повышать свой уровень кибербезопасности в случае, если в отношении каких-либо направлений обеспечения информбезопасности была определена низкая оценка, — указал эксперт. Оформление подписок происходит в авторизованной зоне мобильного банка клиента-физлица, подчеркнул Георгий Коннов из Райффайзенбанка. — В частности, для подписок в СБП появляется полноценная работа с претензиями на случай мошенничества. Полный контроль за подписками в банке клиента также позволит избежать нежелательных списаний, — сказал он. Ответственность за корректное проведение платежей будет лежать на торговых точках и обслуживающих их банках, добавили в ВТБ. Там подчеркнули, что кредитным организациям необходимо будет реализовать инструменты по управлению подписками с возможностью настройки дополнительных параметров безопасности, например, лимитов. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Банки готовы запустить аналог Apple Pay и Google Pay с 1 апреля18Среда, 30 марта 2022
    Российские банки обяжут отвечать на жалобы клиентов за 15 дней12.98Четверг, 28 января 2021
    Сотовых операторов обяжут сообщать в банки о смене пользователя сим-карты12.84Среда, 16 сентября 2020
    Apple может запустить стриминг-сервис в середине апреля12.06Понедельник, 04 февраля 2019
    Украина рассчитывает к 2022 году запустить два телеком-спутника11.79Понедельник, 25 мая 2015
    Биометрическую регистрацию в аэропортах могут запустить в 2022 году11.79Четверг, 02 сентября 2021
    Платежи в адрес государства через СБП планируют запустить в 2022 году11.67Вторник, 16 марта 2021
    Банки в 2022 году получат приложение СБПэй с поддержкой NFC11.63Вторник, 29 марта 2022
    Сервис перевода зарплаты по номеру телефона могут запустить в 2022 году11.55Пятница, 19 февраля 2021
    Iridium может запустить резервные спутники в 2022 году для увеличения емкости сети11.43Понедельник, 25 апреля 2022

    Мы в соц. сетях