Спрос растет, работать некому: как операторы ЦОДов пережили пандемию

30 сен 2021 14:40 #105479 от ICT
Во время пандемии операторы дата-центров оказались в сложной ситуации: спрос на их услуги значительно вырос, при этом количество персонала на площадках пришлось сократить, а поставки нового оборудования шли с большими перебоями. Какой ценой ЦОДам удалось сохранить работоспособность и непрерывную доступность сервисов, расскажет Павел Кулаков, основатель и генеральный директор компании Oxygen. Как и в других бизнесах, владельцы дата-центров были вынуждены переводить часть сотрудников на удаленную работу, ограничивать доступ специалистов на площадки, повышать нагрузку на оставшихся специалистов и вводить дополнительные меры защиты. Все это увеличивало риск сбоев в работе дата-центров, так как большинство инцидентов в работе связаны как раз с человеческим фактором. Большинство дата-центров успешно справились с новыми реалиями, однако отдельные инциденты в отрасли все же происходили. По данным Uptime Institute, во время первой волны пандемии примерно в каждом 20-м ЦОДе случались нарушения непрерывности сервисов, так или иначе связанные с коронавирусом. Кроме того, в некоторых случаях наблюдалось снижение производительности дата-центров из-за лавинообразного роста спроса на их услуги или проблем с поддержкой оборудования. Гораздо чаще операторам дата-центров приходилось откладывать проекты по запуску новых площадок из-за задержек поставок оборудования или ограничений доступа персонала, а также переносить на более поздний срок мероприятия по техническому обслуживанию уже функционирующего оборудования: в условиях нехватки людей на объектах приходилось ограничиваться только самыми неотложными мерами по ремонту и техническому обслуживанию. Например, в ЦОДе Oxygen, помимо традиционных антиковидных мер, пришлось организовать работу персонала в две смены, чтобы исключить вероятность заражения всех сотрудников одновременно. Клиентам также предложили услуги Remote Hands для простых задач вроде перекроссировок и Smart Hands для более квалифицированных задач вроде установки и настройки серверных ОС. Помимо этого, у многих компаний на первом этапе возникли сложности с организацией эффективной работы сотрудников на удаленке, также пришлось оптимизировать собственную ИT-инфраструктуру фронт-офисов: локальные серверные закрыли и передали инфраструктуру в ЦОД, функции локальных системных администраторов также передали на аутсорсинг сотрудникам ЦОДа - в офисах остались только терминалы. Постковидная реальность: больше автоматизации Изменения, вызванные пандемией, будут иметь долговременный эффект. По сути, они лишь усилили тренд на использование средств автоматизации и удаленного мониторинга. При сохранении тренда на перманентный перевод части сотрудников на удаленную работу компенсировать их отсутствие на площадках придется за счет расширения возможностей автоматического управления ЦОДом. 61% участников опроса Uptime Institute заявили, что собираются расширять использование удаленных средств мониторинга, а 49% будут инвестировать в средства автоматизации дата-центров. Под автоматизацией подразумеваются в первую очередь решения класса DCIM (DataCenter Infrastructure Management), которые предполагают управление из единой точки всей ИТ-инфраструктурой и физическими системами ЦОДа (охлаждение, энергообеспечение, СКУД, пожаротушение и т.п.). По данным Mordor Intelligence, объем мирового рынка DCIM-решений по итогам 2020 года составил $2,1 млрд, а к 2026 году вырастет до $8,3 млрд при среднегодовых темпах роста 25,8%. Еще один тренд, который актуализировала пандемия, - это использование pre-fab-решений для строительства ЦОДов. Речь идет не только о модульных и контейнерных дата-центрах, расположенных на периферии цифровой инфраструктуры, но и о "блочных" решениях для строительства традиционных площадок. Закономерен рост интереса к коробочным типовым модулям, оснащенным всей необходимой инженерной инфраструктурой и требующим минимальных усилий - и минимального количества персонала - для запуска на площадке. Кроме того, пандемия привела к перемещению нагрузок между элементами сетевой инфраструктуры в связи с переходом рабочих мест из офисов в жилые кварталы, так как большинство сотрудников были переведены на удаленный формат работы. Как выяснилось, многие корпоративные приложения и сети не были рассчитаны на увеличение задержек (ping) и работу с большим объемом данных, уходящих за пределы безопасного локального периметра: внешние каналы стали узким местом. Так что в долгосрочной перспективе нас ждет не только рост спроса на публичные облачные сервисы, но и строительство новых мини- и микро-ЦОДов, максимально приближенных к местам генерации и потребления данных. Постковидные ЦОДы станут дороже в эксплуатации? Разработчики средств автоматизации и мониторинга утверждают, что для большинства ЦОДов экономическая выгода от внедрения таких решений заметна уже в первый год эксплуатации, а достигается она за счет более рационального использования ресурсов, в частности это касается энергопотребления. Cредства мониторинга и аналитики также позволяют оптимизировать техобслуживание ЦОДов: ремонтные и профилактические работы производятся не на регулярной основе по расписанию или по факту сбоя, а носят точечный и превентивный характер и планируются на основе предсказаний искусственного интеллекта и Big Data о том, что проблема возникнет в скором времени. Тем не менее операторы дата-центров утверждают, что внедрение средств автоматизации и новых методов организации работы, учитывающих реалии пандемии, зачастую повышают общую стоимость эксплуатации дата-центра. По данным все того же опроса, проведенного Uptime Institute, более трети респондентов (35%) сообщили, что постковидные дата-центры окажутся дороже в эксплуатации, чем раньше, и только 7% опрошенных сообщили о планируемом снижении эксплуатационных затрат. В нашей практике применение средств автоматизации дало серьезный положительный эффект: решение позволяет не только оптимизировать штат сотрудников. Исключение человеческого фактора, возможность автоматизированного отслеживания и управления в режиме реального времени всеми параметрами делает эксплуатацию инженерных систем эффективнее, позволяя контролировать производительность холодильных машин - например, в зависимости от нагрузки, транслировать все параметры клиентам в рамках заявленного SLA. Все это повышает эффективность TCO. Облака - ИТ-лекарство от последствий пандемии С точки зрения бизнеса главным "цифровым" последствием пандемии стал массовый переход на облачные сервисы. В условиях карантина предприятиям пришлось в экстренном порядке разворачивать удаленные рабочие места, обеспечивать на них защищенный доступ к корпоративным системам и организовывать новые каналы связи. В то время как мировой рынок ИТ-оборудования в 2020 году пострадал от пандемии (по данным Gartner, объем поставок аппаратных решений сократился на 2,2%), рост облачного сегмента оказался заметно выше ранее сделанных прогнозов: выручка по этому направлению выросла на 23,1%. Среди наших клиентов рост спроса на облачные сервисы по итогам 2020 года составил порядка 50%. Изначально прогнозировалось, что такого масштаба сегмент достигнет лишь по итогам 2023-2024 годов. Наибольший рост спроса зафиксирован в сегменте облачных ВКС и телефонии, кроме того, бизнес активно развертывал DaaS (Desktop-as-a-Service, облачный VDI) и внедрял средства для защиты веб-приложений. Глобальные расходы на облачные сервисы в млн $ (прогноз Gartner) 2020 2021 2022 Cloud Business Process Services (BPaaS) 46,131 50,165 53,121 Cloud Application Infrastructure Services (PaaS) 46,335 59,451 71,525 Cloud Application Services (SaaS) 102,798 122,633 145,377 Cloud Management and Security Services 14,323 16,029 18,006 Cloud System Infrastructure Services (IaaS) 59,225 82,023 106,8 Desktop as a Service (DaaS) 1,22 2,046 2,667 Total Market 270,033 332,349 397,496Коронакризисные ограничения оказались дополнительным аргументом в пользу облаков. По данным опроса, проведенного компанией Flextera в ноябре 2020 года среди представителей бизнеса по всему миру, почти треть компаний (29%) планируют значительное увеличение бюджетов на облачные сервисы, при этом еще 61% респондентов заявили о небольшом росте расходов на облака. Очевидно, что рост спроса на облачные сервисы положительно сказывается на бизнесе коммерческих ЦОД-операторов. Однако дата-центры также успешно развивают более традиционное направление co-location: размещение оборудования заказчиков на своих площадках. В связи с пандемией многие крупные компании отказываются от планов по строительству новых собственных дата-центров, предпочитая вместо этого размещать ИТ-оборудование на арендованных площадках. По данным Grand View Research, глобальная выручка на рынке колокации в 2020 году достигла $44 млрд при среднегодовых темпах прироста 13,3%. По опыту Oxygen, из-за массовой организации для удаленных сотрудников облачных рабочих мест (виртуальных машин), а также необходимости срочного расширения бэк-офисов в ряде отраслей (той же логистике) существенно вырос спрос на производительные сервера. Кроме того, в онлайн переехали сервисы, которые ранее традиционно требовали физического присутствия клиента: во время пандемии все экономически активное население освоило онлайн-покупки, онлайн-кинотеатры, онлайн-банкинг и даже облачный гейминг (последний, по прогнозам PwC, уже к 2024 году вырастет в России в 15 раз относительно 2020 года с CAGR в 94,4%). В этом смысле два тренда во время пандемии дали синергетический эффект: с одной стороны, из-за нарушения логистических цепочек и нехватки компонентов наблюдался серьезный дефицит и рост цен ноутбуков - самого удобного средства организации удаленки. С другой стороны, переход на облачные сервисы позволил в принципе отказаться от покупки этих самых ноутбуков, поскольку при такой организации рабочих мест ресурсоемкие приложения отлично работают и на слабых ПК, которые используются лишь как устройства ввода-вывода. Таким образом, дополнительные затраты, с которыми сталкиваются операторы дата-центров, компенсируются быстро растущим спросом на услуги ЦОДов, что подтверждают как финансовые результаты ведущих ЦОД-провайдеров, так и планы по расширению существующих площадок и строительству новых дата-центров. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Спрос растет, работать некому: как операторы ЦОД пережили пандемию50.2Среда, 29 сентября 2021
    Спрос на бюджетные LTE-смартфоны растет12.6Понедельник, 27 апреля 2015
    Спрос на отечественные спутники растет12.6Четверг, 10 марта 2016
    Д.Крамаренко: в регионах растет спрос на платное ТВ12.47Пятница, 19 декабря 2014
    Спрос на iPhone X растет с каждым днем12.47Среда, 29 ноября 2017
    В Петербурге растет спрос на оборудование для майнинга12.47Вторник, 16 марта 2021
    На глобальном рынке растет спрос на телевизоры с большей диагональю12.2Среда, 26 июля 2017
    Спрос на приложения для телеконференций растет, благодаря карантинным мерам12.2Вторник, 17 марта 2020
    Исследование CNews: спрос на облачные услуги в России стабильно растет12.07Понедельник, 15 октября 2018
    Когда ВКС перестало хватать: спрос на экосистемы для корпоративных коммуникаций растет12.07Воскресенье, 03 сентября 2023

    Мы в соц. сетях