Магистраль вместо катания по кругу

05 июль 2021 02:40 #103665 от ICT
Власти с завидным рвением взялись за регулирование ситуации с электросамокатами, заполнившими тротуары российских городов. Не последнюю роль в популяризации передвижения при помощи этих транспортных средств играют и соответствующие сервисы проката (кикшеринговые компании), которые являются типичными представителями бизнес-концепции online to offline (O2O), активно захватывающей сферу услуг в нашей стране. И хотя решить вопрос с электросамокатами - дело благое, но смотреть на вопрос следовало бы шире. Согласно данным МВД, количество ДТП с участием электросамокатов удвоилось в 2021 г. по сравнению с прошлым годом. С января по май 2021 года в стране было зарегистрировано 112 таких ДТП, два человека погибли, еще 119 пострадали. Больше всего таких аварий было зарегистрировано в Москве и Петербурге. Очевидно, что не последнюю роль в популяризации передвижения по улицам российских городов при помощи электросамокатов играют и соответствующие сервисы проката (кикшеринговые компании), которые стали во множестве появляться в нашей стране. Надо отдать должное, власти регионов относительно быстро начали предпринимать меры для того, чтобы ввести использование электросамокатов в правовое поле. В ряде регионов вводятся (или планируются к введению) ограничения по скорости передвижения для самокатов и власти договариваются с теми же кикшеринговыми компаниями (например, в Москве и Новосибирске), а также определяются зоны, где кататься на электросамокатах запрещено. Более того, обсуждается, например, инициатива обеспечить движение электросамокатов в Москве по отдельным велодорожкам, а также предпринимаются меры по ограничению максимального веса разрешенных к использованию электросамокатов. Толи в силу того, что лихие самокатчики очень быстро привлекли к себе внимание широких слоев общественности и СМИ, а в преддверии осенних думских выборов нужно показать служебное рвение, толи власти и правда научились быстрее реагировать на появление новых явлений, но факт остается фактом: ситуацией занимаются и начали это делать достаточно быстро. Здесь, однако, хотелось бы видеть подход более комплексный и системный. Когда ситуацию с электросамокатами удастся решить (по крайней мере есть на это надежда), пройдет совсем немного времени и появится новый вызов, связанный с отсутствием регулирования той или иной услуги. И скорее всего, такой вызов будет связан с тем, что новые схемы бизнеса все больше и все чаще приходят в реальную жизнь из онлайна. Очевидно, что концепция online to offline (O2O) в самом широком смысле очень активно находит себе дорогу в России в различных сферах, и сфера услуг здесь – одно из основных полей на котором играют бизнесмены, делающие деньги на стыке реального и виртуального пространства. По сути, те же кикшеринговые сервисы – это классический пример O2O, где часть услуги предоставляется онлайн (аренда электросамоката через приложение), а часть (само транспортное средство) – оффлайн. И здесь стоит отметить, что сегодня очень многие сервисы идут именно по этому пути. Рынок такси, например, уже бесповоротно и навсегда изменился с тех пор как на него зашли сервисы-агрегаторы. Каршеринговые сервисы получили развитие. Доставка еды (как готовой, так и отдельных продуктов из магазинов) стала такой, какой мы ее знаем, после прихода O2O-игроков. Что уж говорить про онлайн-торговлю другими видами товаров в целом и курьерскую доставку. Добавила ускорения O2O и пандемия с ее самоизоляцией, когда люди очень быстро перешли на заказ всего не выходя из дома. Таким образом, с высокой долей вероятности можно предположить, что уже очень скоро близкое к 100% количество повседневных услуг мы будем получать именно при помощи этой гибридной схемы. O2O как способ оказания услуги, однако, безусловно имея ряд преимуществ, имеет и особенности, которые, в числе прочего, и приводят к тому, что государству раз за разом нужно решать вопрос законодательного регулирования различных сервисов. Многие из особенностей этих, скажем так, родовые и проистекают из того, что сам бизнес строится на стыке двух миров, работающих по своим законам. В частности, многие из O2O-проектов или даже направлений родились именно на виртуальной стороне, то есть были придуманы теми компаниями, которые очень хорошо знают что и как делать в онлайне. Однако, в том, что касается оффлайновой части бизнеса (особенности и нюансы), во многих случаях понимания рынка у таких игроков недостаточно и это порождает проблемы. Такие сервисы как правило отлично работают в своей онлайн-части, но стоит чему-то пойти не так в оффлайн-составляющей – и решить проблему оперативно (а иногда и в принципе) такие онлайн-компании не в состоянии. Ярчайший пример: агрегаторы такси. Регулярно в СМИ появляется информация, что водители, которые таксуют при помощи таких сервисов, позволяют себе лишнее (от работы без перерыва по 20 часов в сутки до откровенного криминала в отношении пассажиров). Что как правило может сделать агрегатор (и что он делает) в таких случаях? Отключает от сервиса. И это все, что он может сделать. Но у кого должен искать правды клиент, который пострадал? На этом примере мы видим еще одну общую для всех O2O-проектов проблему. Это вопрос ответственности сервиса перед своим клиентом. Не секрет, что в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств (будь то неадекватный "таксист" или погрызенная еда, которую доставил курьер) будет весьма сложно привлечь к ответственности именно O2O-сервис. То, что власти взялись за регулирование ситуации с электросамокатами – дело благое, но смотреть на вопрос следовало бы шире. Для того, чтобы каждый раз в авральном режиме не пытаться решать проблемы, возникающие по причине того, что O2O захватывает все новые сферы, следовало бы уже сейчас задуматься о том, чтобы хотя бы в общих чертах определить правила и ограничения для сферы online to offline в целом. Это могло бы дать законопослушным бизнесменам понятные ориентиры в O2O-пространстве и отсечь тех, кто хочет "ловить рыбку в мутной воде", пользуясь правовой неопределенностью на стыке двух миров. Кроме того, это дало бы самой власти общее понимание как и куда движется регулирование этой сферы. А это ускорит реагирование на частные случаи и возможно мы увидим, что власть начнет действительно оперативно избавляться от серых зон на рынке по мере их появления. Иными словами, вместо "катания по кругу" в стремлении каждый раз решить конкретную проблему, стоило бы выбрать магистральный путь к регулированию O2O-пространства в целом. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    "Одноклассники" обошли "Матч ТВ" по аудитории трансляций фигурного катания10.12Вторник, 24 октября 2017
    По второму кругу: Сбербанк пытается закупить СХД на флэш на 3 миллиарда9.1Понедельник, 05 сентября 2016
    "Ростелеком" расширил магистраль8.92Пятница, 13 марта 2015
    "ЭР-Телеком" ускорил магистраль8.92Вторник, 03 ноября 2015
    ТТК модернизировал магистраль до границы8.92Четверг, 07 июля 2016
    Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила для 5G неопределенному кругу лиц полосу в 400 МГц в миллиметровом диапазоне (24,25-24,658.82Среда, 18 марта 2020
    Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила для 5G неопределенному кругу лиц полосу в 400 МГц в миллиметровом диапазоне (24,25-24,658.82Среда, 18 марта 2020
    Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила для 5G неопределенному кругу лиц полосу в 400 МГц в миллиметровом диапазоне (24,25-24,658.82Среда, 18 марта 2020
    Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила для 5G неопределенному кругу лиц полосу в 400 МГц в миллиметровом диапазоне (24,25-24,658.82Среда, 18 марта 2020
    “Ростелеком” планирует построить магистраль в Азию8.72Вторник, 07 апреля 2020

    Мы в соц. сетях