Инновации с пользовательской точки зрения

21 апр 2021 02:40 #101922 от ICT
Города, как и наиболее прогрессивные промышленные предприятия, выбирают курс цифровой трансформации. Важным элементом на этом пути является поиск и осознанный выбор инновационных решений, причем лучших для решения конкретной задачи, а не тех, чьи разработчики наиболее преуспели в маркетинге и GR. О том, как информация об инновационных технологиях собирается, аккумулируется и предоставляется городским заказчикам в российской столице, в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику рассказал генеральный директор ГБУ "Агентство инноваций Москвы" Алексей Парабучев.\[quote\] В сентябре 2020 года Агентство инноваций Москвы запустило онлайн-платформу "Карта инновационных решений". Каковы первые результаты действия этой платформы?\[/quote\] - Это интересный проект, причем нынешний вид он получил не сразу, и важно рассказать, как он формировался. Задача проекта - собрать в одном месте наилучшие доступные технологии и новые технологические решения в различных отраслях, которые могут быть использованы как городом, так и бизнесом для решения их задач. Карта уже включает в себя около 2100 решений. Изначально акцент ставился на решениях для "умного города" и безопасности, так как они были наиболее востребованы нашими внутренними заказчиками. В 2021 году мы поставили себе задачу сделать так, чтобы представленные решения покрывали все ключевые отрасли городской экономики, включая и строительство, и образование, и медицину, и транспорт, и экологию и т.д. Наша Карта – с визуализацией, она дает возможность посмотреть, в чем состоит инновационность той или иной технологии, получить информацию о компании-производителе. В дальнейшем, если технология применялась в городе, мы будем добавлять на Карту результаты этого применения либо итоги ее пилотного тестирования. Если кто-то из партнеров использовал некую технологию, мы тоже хотим получать от них обратную связь. Иными словами, мы хотим, чтобы Карта была не просто базой данных о технологических компаниях, а интерактивной платформой, которая аккумулирует пользовательскую экспертизу. Но это – только часть проекта, и выросла она из большой работы, которой мы давно занимаемся, по формированию перечня инновационной продукции для городских заказчиков. Эта работа ведется с 2013 года. Смысл ее в том, что в рамках постановления правительства Москвы город, в лице своих ключевых заказчиков, должен выполнять квоту по закупке инновационной продукции – в объеме около 5% от бюджета каждого хозяйствующего субъекта или органа исполнительной власти. Наша задача – обеспечить всех этих заказчиков информацией по всем решениям, доступным на рынке.\[quote\] В Карту попадают инновационные решения только московских компаний или любых российских?\[/quote\] - Любых – ограничиваться решениями компаний только из Москвы означало бы ограничить конкуренцию. Агентство инноваций Москвы отвечает за ведение перечня, который поначалу содержал технические характеристики решений и при этом полностью исключал ссылки на конкретные продукты определенных производителей. Это близко к тематике технологического регулирования, которое, к примеру, определяет, что бензин должен быть с октановым числом не менее заданного уровня, а автомобиль, который закупается городом, должен ездить именно на таком бензине. На рынке есть много различных продуктов, которые по своим характеристикам соответствуют критериям инновационности. Но некоторые производители не очень хорошо позиционируют себя и менее известны, чем конкуренты – но это не значит, что их продукция хуже (а, может быть, и лучше). Поэтому было бы хорошо сагрегировать информацию по всем производителям инновационной продукции в одном месте. И Карта появилась как ответ на этот запрос, собрав воедино все эти технологические решения с конкретными производителями, товарными наименованиями и – самое важное – с оценкой эффективности со стороны пользователей. Вторая часть этого проекта касается другого важного направления – "Городские запросы". Иногда город хочет решить некую проблему, но не знает, что для этого нужно закупить – и тогда он размещает открытый запрос на поиск решения данной проблемы. Эти проблемы могут быть очень разными – вплоть до того, как избавиться от жвачек в метрополитене, которые "прирастают" к полу, и до последнего времени их могли отчистить лишь уборщицы со специальными скребками, что обходится городу довольного дорого. Или другой пример подобного запроса: как снизить автомобильный шум на вылетных магистралях? Такие проблемы не имеют конкретного продуктового решения – их может быть много разных. Этот проект мы также подключили к Карте, и теперь департаменты правительства Москвы формулируют запросы (наиболее активны - Департамент строительства и Департамент образования) и отсматривают разные решения, подбирая то, которое наилучшим образом решит задачу. В Карте появился живой каталог решений, который пополняется на основе заявок – разместить информацию в нем может любой разработчик, а органы исполнительной власти формируют запросы на поиск технологий для решения своих задач. У нас много обращений от компаний, которые хотят разместить информацию в Карте, а практическим результатом является то, что городские структуры находят технологии для применения. Так как продукты для города новые, то первоначально они принимаются на тестирование: в 2020 году было запущено несколько подобных пилотных испытаний, и часть из этих инноваций уже внедрены в городскую среду.\[quote\] Существует ли градация – какого типа решения могут попасть в Карту? Это обязательно отдельные технологические элементы, или сложное комплексное решение тоже может быть в нее включено?\[/quote\] - Мы подходим к определению инновационности не с технической, а с пользовательской точки зрения. Для нас инновационная технология – это технология, в основе которой лежит техническое решение, обладающее новыми или дополнительными характеристиками по отношению к другим решениям и – самое важное – помогает пользователю более эффективно решать его задачу. Есть базовые требования: в каталог Карты добавляются решения российских юридических лиц со стадией зрелости продукта не ниже MVP (работающий прототип). \[quote\] То есть вы все же отбираете законченные решения, а не исходную технологию (условно говоря, bigdata).\[/quote\] - Да, однозначно: для нас ключевой является пользовательская функция. Задача Карты – не в том, чтобы брать на себя функцию арбитра и определять, что является инновацией, а что – нет. Мы даем возможность пользователю решить, будет ли это инновацией в его организационной, хозяйственной, технологической деятельности. Наша задача – убедиться, что предложенное решение является лучшим из доступных на рынке: в плане эффективности, безопасности и т.д. \[quote\] Каков путь попадания в Карту – это заявительный порядок или нужно представить хотя бы один отзыв от клиента?\[/quote\] - Для попадания на Карту не нужно иметь верификации от клиента, потому что часто благодаря Карте первый клиент и находится. Карта носит ознакомительный характер для городских структур и компаний. Отдельные решения попадают в перечень инновационной продукции, который мы ведем, – для попадания в него нужно пройти отбор. У нас для этих целей создана специальная межведомственная комиссия, требуется также пройти экспертизу – только после этого такая технология включается в перечень и это, по сути, уже верифицированное решение. С другой стороны, пользователи испытывают те или иные технологии и дают нам обратную связь. \[quote\] Если к вам попадают две схожие технологии, делает ли Агентство их сравнение – с целью выбора лучшей?\[/quote\] - Мы точно не являемся агрегатором, типа "Сравни.ру". Мы стараемся дать пользователю сопоставительные ряды, поместив туда конкретный продукт, но изначально мы опираемся на информацию от самого производителя. Разумеется, в каких-то моментах она может быть искажена, поэтому делать прямое сравнение бессмысленно без верификации всех исходных данных, а это происходит только в процессе тестового внедрения. На дальнейших этапах, когда тестируются разные технологические решения, для каждого пилотного проекта разрабатывается своя методология, в которой четко формулируются гипотезы: что мы будем замерять? что мы будем контролировать? каким образом мы будем это делать? Пилот может длиться от месяца до полугода, и на выходе мы получаем объективные данные о том, как ведет себя продукт/услуга в реальных условиях, и можем сравнивать с другими продуктами, прошедшими аналогичное тестирование. Эти результаты мы не публикуем и не планируем выдавать в рынок, а используем как внутреннюю экспертизу либо делимся ими с городскими заказчиками, если они обращаются с подобным запросом. \[quote\] Заглядываете ли вы в схожие базы данных по цифровым решениям – такие как "Банк решений умного города" Минстроя России или "База региональных кейсов цифровой трансформации" АНО "Цифровая экономика"?\[/quote\] - Наша Карта стартовала с подборки проектов по технологиям "умного города": мы делали это в партнерстве с Deloitteи прошерстили все доступные решения российского производства – в том числе и включенные в различные реестры и базы данных. Мы и сейчас стараемся мониторить, какие технологические решения появляются и как применяются, но – еще раз подчеркну – у нас нет задачи сделать большой справочник: мы стремимся создать маркетплейс. В него приходят компании, которым сложно продвинуть разработку через рынок (потому что решение слишком новое, либо требует больших маркетинговых затрат, либо сама компания-разработчик невелика – таких примеров очень много), и реальные потребители с четкими запросами. А наши сервисы должны быть такими, чтобы встреча потребителя и разработчика была более быстрой, эффективной, информативной. \[quote\] С 15 апреля по 14 августа 2020 года Агентство инноваций Москвы проводило открытый конкурс цифровых решений для адаптации российских компаний к работе в новых условиях "Инновации против кризиса". Удалось ли в ходе этого конкурса найти действительно уникальные решения и есть ли примеры их внедрения в Москве или иных регионах?\[/quote\] - Задача этого конкурса была связана с множеством запросов, которые поступали к нам от традиционных, нетехнологических компаний: магазинов шаговой доступности, предпринимателей, предоставляющих различные услуги, и иных представителей малого бизнеса, которым нужно было в условиях пандемии коронавируса оперативно приспосабливаться к работе в ситуации почти полной остановки обычной бизнес-деятельности. Им нужно было переходить на "цифру" и в онлайн. Наш конкурс был адресован инновационным компаниям, решения которых еще не заняли большую нишу. Мы пригласили компании из инновационного сектора представить проекты по трем основным направлениям – "Решения для взаимодействия с клиентами онлайн", "Разработки, улучшающие внутренние бизнес-процессы в условиях изоляции" и "Проекты по трансформации традиционных бизнес-моделей в цифровые" и предоставить их в безвозмездное пользование на определенный промежуток времени. Предприниматели приходили, скачивали эти сервисы, пользовались ими, сравнивали – в результате одна сторона выбирала, что ей наиболее подходит для адаптации бизнеса, а вторая набирала клиентскую базу. Всего в конкурсе было представлено 58 ИТ-сервисов, а победителями стали девять авторов цифровых решений. Лауреаты получили комплексную программу продвижения от города. Я бы не сказал, что представленные в конкурсе решения обладают уникальностью, да и целью мы такой не задавались. Задача была в том, чтобы предоставить традиционному бизнесу доступ к этим цифровым продуктам, и многие компании до сих пор пользуются найденными тогда решениями. Так что это успешный кейс симбиоза традиционного и технологического бизнесов. \[quote\] 30 октября - 1 ноября 2020 года состоялся конкурс на соискание премий мэра Москвы "Лидеры цифровой трансформации", который прошел в формате 48-часового онлайн-хакатона. ComNews выступал главным цифровым инфопартнером этого конкурса. Много ли было заявок на этот конкурс, и какими были ожидания от него?\[/quote\] - Хакатон "Лидеры цифровой трансформации" мы проводим уже не первый год. В этот раз было 10 задач, разделенных на два трека – "Искусственный интеллект в городе" и "Цифровизация городских структур". Существенное отличие от других хакатонов в том, что эти задачи формируют городские структуры, которые четко понимают, что они хотят получить на выходе. Причем если технологическое решение, которое предложила команда, соответствует исходным условиям, далее команда совместно с постановщиком задачи дорабатывает его в течение трех недель в рамках онлайн-интенсива и получает возможность внедрить в реальную городскую инфраструктуру. Одним из заказчиков конкурса "Лидеры цифровой трансформации" был Департамент здравоохранения города Москвы, которому было важно оптимизировать работу алгоритмов распознавания коронавируса по МРТ-снимкам и другим исходным данным. И сейчас эта разработка активно пилотируется в Научно-практическом клиническом центре диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы. Еще одним заказчиком выступила Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, которая поставила задачу по разработке платформы для автоматической обработки фотографий и отсканированных снимков технических и контрактных документов при помощи технологий искусственного интеллекта. Эта разработка тоже находится в стадии пилотирования. В этот раз у нас было свыше 350 команд от трех до пяти человек, а в общей сложности мы получили около трех тысяч заявок на участие из 76 регионов. Мы видим, что подобные хакатоны – это эффективный инструмент для мобилизации творческого, думающего и – главное – продуктово-ориентированного ИТ-сообщества с целью решения задач реального сектора. \[quote\] Можно ли говорить, что каждый победитель гарантированно получал право внедрения?\[/quote\] - Каждый победитель гарантированно получал приз в размере 1 млн рублей. Что касается внедрения, то это вопрос не права, а большого количества нюансов. К примеру, разработка может быть очень перспективной, но команда принимает решение развивать проект самостоятельно, или появляются сложности с внедрением разработки в уже существующий технологический процесс. Зачастую возникают вопросы использования чувствительных данных и информационной безопасности. Поэтому не все разработанные решения могут быть внедрены. Но можно однозначно сказать, что по нашей практике 1/3 решений-победителей попадают на пилотное тестирование, и это – очень хороший результат. Кстати, пользуясь предоставленной мне возможностью, хотел бы пригласить разработчиков на наш ближайший онлайн-хакатон Moscow City Hack, прием заявок на участие в котором начнется совсем скоро. \[quote\] Цифровая трансформация – понятие маркетинговое, и многие вкладывают в него совершенно разные смыслы. Как Агентство инноваций Москвы трактует понятие "цифровая трансформация"?\[/quote\] - Мы представляем город, поэтому нас волнует цифровая трансформация столицы в целом. У нас есть процессы, которые выполняются регламентно, потому что город, с одной стороны, – инертная структура: с точки зрения инфраструктуры, обеспечения безопасности и т.д. Но, с другой стороны, это мега-динамичная система, так как жители, интеракции между ними и городскими институтами (банки, магазины и проч.) формируют сложный конгломерат. И для меня цифровая трансформация – это, в первую очередь, синхронизация этих процессов. Речь не о том, что раньше все было на бумаге, а теперь мы хотим перевести это в "цифру" (хотя и про это тоже), и не о создании супер-приложения для мобильных телефонов, которое даст доступ ко всему, а про то, что процессы в бэк-офисе на стороне города – в транспорте, ЖКХ, экологии и т.д. – по скорости изменений должны соответствовать той скорости, с которой сейчас происходят изменения в жизни обычных людей, и к которой они привыкли. В противном случае происходит разрыв между ожиданиями, которые год от года растут, – относительно удобства городской среды, качества и проч., – и реальностью. Это – огромный вызов для любого города, Москва не является исключением и, как мне представляется, очень хорошо справляется. К слову, Москва заняла третье место в мире в рейтинге из 100 городов Глобальной карты инноваций по борьбе с COVID-19 (Coronavirus Innovation Map), результаты которого в феврале 2021 года опубликовал исследовательский центр StartupBlink со штаб-квартирой в Хайфе (Израиль). Резюмируя: цифровая трансформация должна соединить сложную, консервативную, инертную городскую инфраструктуру и быстро меняющиеся, интерактивные, гибкие схемы, к которым привыкли люди.\[quote\] Вы сказали в начале, что для инноваций не важен "порт приписки". Актуально ли при реализации цифровых технологий в Москве импортозамещение?\[/quote\] - Есть команды, которые производят новые технологические решения, и наш приоритет, безусловно, направлен на поддержку команд, расположенных в Москве или желающих сюда переехать (хоть из Сан-Франциско, Праги, Киева или Элисты). Мы таким образом поддерживаем экосистему, которая формируется в Москве – это соответствует мандату нашего агентства. При этом команды чаще всего существуют в формате сетевой работы: головная структура (если компания ориентирована на глобальный рынок) находится где-нибудь в Тель-Авиве или Цюрихе, команда разработчиков сидит частично в Москве, частично в Петербурге, частично еще где-то, команда маркетологов находится в иной локации – это всегда сложная система. Поэтому наша задача – не отвечать на вопрос, российская это инновация или нет, а поддерживать компании и коллективы, которые своей штаб-квартирой избирают Москву. Причем эта штаб-квартира может быть представлена и R&D-подразделением, и производственными мощностями, и даже платформами для кооперации. В качестве аналогии можно задаться вопросом: чьим продуктом является iPhone? Интеллектуальная собственность находится в США, производство ведется в Китае, а комплектующие выпускаются в сотне других мест. Так что наш мандат – в том, чтобы в Москве появлялись компании, конкурентоспособные в глобальном масштабе. \[quote\] Можно ли констатировать, что Агентство инноваций Москвы сформировало устойчивый запрос на разработку инновационных решений со стороны городских структур (как это зафиксировано среди задач направления "Город")?\[/quote\] - Нет, нельзя сказать, что эта задача решена и, более того, она не может быть решена раз и навсегда: это постоянный процесс. Поясню на примере. В этом году мы начали работу с отраслевыми заказчиками для формирования с их стороны запроса на технологии с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Напомню, что в Москве был введен экспериментальный правовой режим для использования технологий ИИ. И вот, допустим, строителям предлагается отвлечься от текущей работы и сформировать запрос на технологическое решение, которое пока отсутствует на рынке, но позволит им более эффективно реализовывать строительные проекты. Это сложный и итеративный процесс, в рамках которого нужно собирать большое количество сторон, и только этот творческий бульон дает первые формулировки конкретных продуктовых запросов. Наша задача этот бульон варить, постоянно его кипятить, и он никогда не выкипит. Если компания или городской заказчик четко знает, что хочет – это, скорее всего, уже не инновация. И запрос на инновацию не менее сложен, чем само производство инновационного продукта. \[quote\] Во многих мегаполисах мира несколько лет подряд обсуждается идея создания цифровой платформы города. Реально такой проект был реализован только в Копенгагене (The City Data Exchange), но и он закончился провалом – из-за неготовности городских властей размещать на платформе многие виды данных. Как вы оцениваете актуальность цифровой платформы города, и видите ли смысл создания такой платформы в Москве?\[/quote\] - Это ближайшее будущее, но я думаю – и это мое частное мнение – оно будет выглядеть несколько не так. Многие города действительно выкладывают в открытый доступ дата-сеты, которые генерируются и агрегируются с их стороны. Но просто собрать, нормализовать и разметить эти данные – уже большая работа, которая стоит денег, и просто так город этого делать не будет. Иногда такие задачи выкладываются на чемпионаты по программированию, под задачи разработки новых приложений и т.д. Но я уверен, что не появится открытых платформ, на которые все будут выкладывать данные, по той причине, что данные – это новый и ценный товар. Я, скорее, верю в то, что появятся подобные платформы рыночного характера, которые позволят покупать и продавать предварительно анонимизированные и приведенные к некому безопасному состоянию данные – и город в этом процессе будет принимать активное участие. И всегда будет баланс между коммерческой составляющей и использованием данных для общего блага.\[quote\] На федеральном уровне реализуется сразу несколько пересекающихся по тематике проектов, которые касаются технологий в городе: "Умный город", "Цифровой регион", "Безопасный город", "Система 112", ситуационные центры губернаторов, центры управления регионом и др. Как городским и региональным властям выстраивать приоритеты цифровых проектов в этом многообразии?\[/quote\] - Я не знаю, как это происходит в других регионах и городах, но в Москве существует стратегия развития умного города ("Умный город-2030"), и в ее рамках реализуются основные инициативы. Какие-то федеральные проекты реализуются в Москве как на пилотной площадке. Я не вижу большой проблемы в том, что у нас есть много документов и программ по цифровизации и городской трансформации - это, скорее, плюс, потому что в каждой из отраслей существует масса нюансов и вопросов, и увязка их всех в одной программе является большим вызовом. Важно, чтобы на уровне городов и регионов возникали компетенции, которые помогали бы выстраивать технологии, исходя из внутренних ресурсов и потребностей. А для того, чтобы такие компетенции появлялись, должны быть образовательные программы для руководителей и управленцев. Это – залог того, что город будет тратить свои ограниченные ресурсы на то, что нужно, а не на то, что предлагают. \[quote\] Назовите три ключевые цифровые или инновационные технологии, которые будут определять развитие городов в ближайшие 3-5 лет.\[/quote\] - Когда мы говорим про городскую жизнь, количество интеракций между людьми и организациями увеличивается на порядки, повышается мобильность, а город как бы сжимается, точнее – становится сверхплотным. Он превращается в небольшую черную дыру, попав в которую, человек оказывается в ином событийном горизонте, и время течет по-другому. Но эта сверхплотность имеет границу и предел. Возьмем для примера городскую энергетику. Традиционно электричество производится где-нибудь на Урале, а потребляется в Москве. Эту энергию нужно перегнать из места производства, выделив в городе огромные площади для того, чтобы довести ее до потребителя. Но сейчас возникают различные системы умной генерации и умной энергетики, где генерация, производитель и потребитель оказываются практически в одной точке. И это очень сильно трансформирует организацию пространства в городе: уже не нужно выделять огромные площади для прокладки ЛЭП, для больших подстанций, а для объектов с высоким энергопотреблением появились сверхпроводящие линии. То есть происходит уплотнение, но в какой-то момент мы достигнем точки, когда еще больше уплотняться будет нельзя. В этот момент должен произойти…\[quote\] Большой взрыв?\[/quote\] - Правильно, но – сознания. Должен произойти выход в другое измерение. Зададимся вопросом: а что для города может быть другим измерением? Город, несмотря на наличие высотных зданий – это плоскостная структура. Мне представляется, что развитие городов напрямую связано со следующим циклом развития космических технологий. В силу такой сложной запутанной системы мониторить происходящее в городе, который превращается в огромную агломерацию, и адекватно реагировать на различные события можно только за счет спутника, который держит различные сектора города под контролем, может давать необходимую информацию и сигналы. Подобные мониторинговые системы будут все больше замыкать на себя управленческую функцию. После того, как в 2028 году запустят сверхскоростную железную дорогу Москва-Петербург, это превратит два города в одну огромную агломерацию. Ведь сейчас путь, скажем, из Зеленограда на юго-восток Москвы может занять столько же времени, сколько по этой скоростной дороге – из центра Москвы в центр Петербурга. Управлять такими сложными технологическими человеко-системами невозможно, не выходя в другое измерение и не имея возможности одновременного контроля и учета различных элементов. Поэтому мой первый ответ, хоть он и неочевидный - космические технологии. С учетом упомянутого уплотнения важно все, что касается agro- и bio-food. Это вопросы создания вертикальных ферм и производства еды (пусть и не 100%-но) внутри города. Тут важны биотехнологии и чистые технологии. В 2020 году в Москве была построена и запущена самая большая в мире вертикальная ферма. Ее разработчик – компания "РусЭко" – выкупил бывшую табачную фабрику на Каширском шоссе, полностью его переоборудовал и производит там микрозелень, салаты и прочее. И третья история – все, что касается беспилотного транспорта: и наземного, и летающего, а также систем диспетчеризации этих транспортных потоков. Потребуется управлять роями дронов, и это тоже большой вызов, так как он полностью трансформирует организацию городской мобильности. Справка: Агентство инноваций Москвы – подведомственная организация столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития. Оно объединяет представителей власти и крупного бизнеса, а также технологических предпринимателей для совместного решения задач по созданию, тестированию и внедрению инновационных решений в городе. Кроме того, эта организация помогает инновационным стартапам развивать бизнес, выводить его на новые рынки, а также привлекать инвестиции. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Интернет-банки оценили. С точки зрения удобства пользователя14.18Четверг, 15 октября 2015
    [it]MF 2021: цифровизацию бизнеса обсудят с точки зрения управления14.18Пятница, 30 апреля 2021
    Yappy назвала регионы с самой большой пользовательской активностью9.1Среда, 30 марта 2022
    Twitter запретил американским спецслужбам доступ к анализу пользовательской информации9Понедельник, 09 мая 2016
    «Террасофт» выпустила обновление bpm’online с возможностью пользовательской настройки предиктивных моделей8.91Вторник, 18 сентября 2018
    Провайдеров Индии обязали содействовать спецслужбам в предоставлении доступа к пользовательской информации8.91Понедельник, 24 декабря 2018
    SAP выпустила новое решение на базе SAP HANA Cloud Platform для управления пользовательской сетью8.82Среда, 28 сентября 2016
    Точки опоры7.34Четверг, 12 ноября 2020
    Объявлен конкурс на лучшую разработку ПО машинного зрения7.31Четверг, 12 февраля 2015
    В России разработан чип компьютерного зрения для зарубежных заказчиков7.31Вторник, 24 мая 2016

    Мы в соц. сетях