"Комфортел": путешествие из Петербурга в Москву

29 март 2021 02:40 #101260 от ICT
В ноябре 2020 года петербургский оператор связи "Комфортел" вышел на рынок Москвы. В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику генеральный директор ООО "Комфортел" Дмитрий Петров рассказал о причинах географической экспансии, особенностях в бизнес-модели "Комфортела" и подходах к работе на новом рынке, а также дал оценку последствиям пандемии коронавируса в сегменте В2В.\[quote\] Чем продиктован выход компании на рынок Москвы?\[/quote\] - Нашим желанием расти дальше, что весьма непросто на медленнорастущем в целом рынке. В Петербурге "Комфортел" работает в нише крупных и средних клиентов, а она весьма ограниченна. Одним из сценариев могла бы стать смена формата бизнеса - как мы говорили внутри, "подключать все, что шевелится". Второй сценарий возник у нас спонтанно, в пик первой волны коронавируса, - выход на московский рынок. "Комфортел" - не макрооператор, а микро-, и для нас глобальные течения не оказывают сильного влияния. Еще несколько лет назад нам это не было нужно, но когда мы дошли до 1500 крупных корпоративных клиентов и выручки по группе "Комфортел" почти в 0,5 млрд рублей, то увидели, что имеем и финансовые, и человеческие ресурсы для выхода на новый рынок. Еще один аргумент в нашей внутренней дискуссии был таков: мы фиксированный В2В-оператор, поэтому наше развитие связано с состоянием рынка коммерческой недвижимости, и мы исходили из того, что в ситуации пандемии владельцы бизнес-центров и управляющие компании будут более податливы и договороспособны. Эта гипотеза, к слову, подтвердилась.\[quote\] Рынок традиционных услуг фиксированной связи стагнирует уже не первый год. Не поздно ли выходить в новые регионы - даже в такой емкий, как Москва?\[/quote\] - Если смотреть макроэкономически, то поздно. Если бы я работал в инвестфонде и выбирал, куда инвестировать - в фарму, в финтех, в телеком или еще куда-то, то решение однозначно было бы "только не в телеком". Но мы - предприниматели-энтузиасты, и для нас такой шаг логичен. Так что если спуститься от глобального к земному - то мы не опоздали. Если рассуждать в таком ключе, то мы вообще поздно вышли на рынок: ООО "Комфортел" зарегистрировано в 2008 году - к этому времени рынок уже достиг насыщения и пережил сильный кризис. Фактически мы начали развитие в 2010 году, без административного ресурса, без инвестиций и без каких-либо уникальных технологий. За прошедшие с тех пор 10 лет мы росли, растем и планируем расти дальше. В Москву мы пришли с четким пониманием, что это рынок, на котором за клиента придется биться, нам придется постоянно совершенствовать сервис, качество, подходы и модели. В Москве клиенты более избалованы качественным сервисом, жестким SLA, широким диапазоном предложений, поэтому нам тут будет гораздо сложнее развиваться, нежели в Петербурге.\[quote\] Как выглядит бизнес-модель "Комфортел" в Москве и отличается ли она от того, что и кому предлагает компания в Петербурге?\[/quote\] - Бизнес-модель отличаться практически не будет: мы сфокусированы на крупных клиентов, причем далеко не только тех, с которыми нас связывают отношения по Петербургу. У крупного бизнеса при построении собственной инфраструктуры есть определенная иерархия, и она предполагает, что есть ядро сети, уровень агрегации и уровень доступа. Наш основной акцент - работа как оператора ядра сети: там требуется наибольшая степень ответственности, дороже каждая минута простоя, но и платить готовы гораздо больше, чем за простое подключение. Единственное новшество, которое становится для нас мейнстримом, - постепенный сдвиг фокус в В2С. Мы понимаем, что в В2В-сегменте можно ожидать линейного роста при больших усилиях, а в В2С мы видим хороший потенциал: там произошла череда слияний, поглощений и укрупнений, в результате которой на рынке осталась пятерка крупных игроков и безмерное многообразие микроскопических операторов. Мы намерены занимать позицию крепкого середнячка - то есть оператора, лишенного недостатков и рисков микробизнеса и при этом не обремененного тягостями огромных компаний, с их методами сокращения затрат и, как следствие, деградацией сервиса для конечного пользователя. Думаю, что в Москве мы будем более сфокусировано работать по В2С - эти услуги мы развиваем под другим брендом: "Уют Телеком". Причем мы развиваем проект "Уют Телеком" не только в том составе участников, что и "Комфортел", но и вступая в кооперацию с другими соинвесторами - это нечто близкое к франшизе.\[quote\] Нет ли у вас планов консолидации упомянутых "микроскопических" операторов, которые наверняка готовы продаваться?\[/quote\] - Такие планы есть. В последние два года несколько операторов среднего размера активно скупали микроскопические телеком-бизнесы в Москве, и те, кто хотел продаться, это уже сделали. На нас пока никто из таких малых операторских компаний не выходил, хотя мы уже заявляли о своем интересе. Но я уверен, что когда мы сами будем приходить к владельцам микроактивов и предлагать схемы слияния, то достигнем понимания. Я полагаю, что за 2021 год мы совершим как минимум одну такую сделку. Хотя мы слишком разборчивы, а хороших активов осталось крайне мало.\[quote\] Как вы оцениваете изменения, произошедшие в ходе пандемии коронавируса, с позиций оператора фиксированной связи? Связь в бизнес-центрах и офисах больше не нужна?\[/quote\] - Я могу ответить, только основываясь на картине в Петербурге, где у нас есть значимая выборка. При этом важно понимать, что "Комфортел" стоит на В2В-рынке особняком: у нас средний чек больше среднерыночного примерно в пять раз, и при этом нет "альфа-клиента", который обеспечивает существенную долю выручки. У нас есть и клиенты, которые платят несколько тысяч рублей в месяц, есть и те, чей месячный счет исчисляется сотнями тысяч рублей, но средний чек у "Комфортела" составляет 25 тысяч рублей при среднерыночном показателе 5000 рублей. Поэтому наша картина может отличаться от рынка в целом. Мы ожидали провала в выручке из-за пандемии, но его не случилось. Некоторые клиенты просили об отсрочке платежей, были единичные отключения в апреле. Обычно такие ситуации бьют по малому бизнесу: крупные и средние являются более жизнестойкими. Так как микроклиентов у "Комфортела" почти нет, то последствия пандемии отразились на нас незначительно. Мало того: многие крупные клиенты держали в офисе серверную инфраструктуру и даже расширяли канальную емкость, чтобы обеспечить удаленным доступом к ним всех сотрудников. Некоторые переносили часть серверов в дата-центы, и им понадобились транспортные каналы между ЦОДом и оставшимися серверами в офисе. Если говорить в целом о В2В-сегменте, то, конечно, часть клиентов съехала из бизнес-центров, еще часть сократила арендуемые площади - все это приведет к падению сегмента в целом по 2020 году, по моей экспертной оценке, процентов на 15-20.\[quote\] Есть ли прецеденты, когда компании оплачивают сотрудникам, работающим из дома, интернет и другие услуги фиксированной связи единым счетом?\[/quote\] - У нас была идея организовать подобную услугу, но мы от нее отказались: ограничения были сравнительно быстро сняты. И почти все клиенты стали использовать гибридную модель, когда сотрудник работают то из дома, то в офисе, либо одни - удаленно, а другие - в офисе. Зато мы запустили в качестве ответа на пандемию услугу речевой аналитики Voisi - по партнерской модели с разработчиком ООО "АйТи Решения". Мы были уверены, что эта услуга будет пользоваться огромным спросом - и потому, что вся коммуникация с клиентами ушла в телефонные линии и электронные каналы, и по причине быстрого развертывания в облаке, без выезда к заказчику, но этого не произошло. Первые кейсы у нас стали появляться уже осенью, но step by step - без взрывного роста.\[quote\] Как вы действуете в Москве - исключительно своими силами или "Комфортел" заинтересован в местных партнерах?\[/quote\] - Когда мы начинали в Питере, то все пытались делать сами. И только несколько лет спустя поняли, что вовсе необязательно делать все своими руками : если ты способен качественно выстроить постановку задачи, контроль, приемку и оценку, то упираться в свое совершенно не обязательно. В Москве мы с самого начала решили развивать партнерские связи и использовать аутсорсинг. Мы видим потенциальных партнеров в лице интеграторов, подрядных организаций и строительных компаний, которые возводят и жилье, и коммерческую недвижимость.\[quote\] Намерен ли "Комфортел" построить в Москве собственную магистральную сеть или пойдет по пути аренды каналов?\[/quote\] - Мы однозначно возьмемся за строительство магистрали в Москве, как минимум кольца по всем основным дата-центрам - за исключением М9, куда и так уже построился все, кто мог. Но для того, чтобы не потерять темп, мы для начала арендуем волокна, а уже потом возьмемся за стройку, причем не тем путем, который используют все, - через канализацию МГТС и АО "Москоллектор".\[quote\] Многие проводные операторы повернулись в сторону создания дата-центров. Есть ли подобные планы у "Комфортел" и остаются ли еще на рынке свободные ниши для услуг ЦОД?\[/quote\] - Мы смотрим в эту сторону и даже рассчитываем кейс по строительству собственного дата-центра в Петербурге, но с привлечением сторонних инвесторов. По сути, мы готовим инвестпроект - строить ЦОД исключительно на свои средства мы не готовы. Строить очередной low cost дата-центр не имеет смысла - даже если спрос на них сохранится, это не наш профиль клиента. Да и вообще ЦОД - это специфический бизнес, и далеко не все операторы ими занялись. Если у оператора связи появляется свой дата-центр, его продавцы очевидно предлагают клиенту размещение именно в нем, а не в иных ЦОДах, это приводит к снижению конкурентоспособности. Мы исходим из того, что мы транспорт и готовы обеспечить клиенту связность до любого дата-центра, который ему удобен - а лучше до нескольких, для резервирования.\[quote\] Инфраструктуру связи часто называют фундаментом цифровой экономики. Это красивые слова или у проводных операторов возникают новые возможности доходов в различных нишах цифровой экономики, включая Индустрию 4.0?\[/quote\] - Безусловно да: если посмотреть глобально - телеком-отрасль растет, и не только из-за повышения тарифов. Но кейсов, непосредственно связанных с Индустрией 4.0 в телекоме, я не знаю. Цифровизация в любом случае влияет на объем рынка телекоммуникаций: сети связи и ЦОДы являются для нее фундаментом.\[quote\] Продолжится ли на российском телекоммуникационном рынке процесс M&A?\[/quote\] - Я уверен, что в 2021-2022 годах в российском телекоме будет всплеск слияний и поглощений, включая и крупные сделки. Причина проста: развивать сети самостоятельно стало крайне тяжело, дорого и долго. Еще сложнее стало добывать доходы, и крупному игроку проще купить стабильно работающего конкурента с выручкой, чем строить там же свою сеть. Кроме того, сотовым операторам потребуются проводные сети для развития сетей 5G, возможно, в режиме indoor - из-за проблем с частотами в России.\[quote\] Как вам видятся перспективы рынка связи в России на 2021 год и далее с позиций регионального независимого оператора?\[/quote\] - В последние восемь лет единственным риском для операторов я вижу госрегулирование, и чем дальше мы, тем большим риском оно становится. Так что единственное, что может радикально изменить рынок, - новые регуляторные нормы. Сам по себе рынок предсказуем, и на нем найдется место и микроскопическим операторам, и трансконтинентальным игрокам, и федеральным провайдерам услуг, и крепким середнякам. Что касается "Комфортел", наш план - к 2024 году довести объем повторяющихся платежей, то есть абонентской платы, в выручке до 1 млрд рублей. Мы уже находимся на полпути к этой цели, так что удвоение выручки за оставшиеся три года не кажется нам сверхсложной задачей. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    «Комфортел» затеял путешествие из Петербурга в Москву31.27Среда, 05 августа 2020
    Михаил Амарян: путешествие из Петербурга в Москву21.97Вторник, 11 октября 2016
    "Комфортел" расширит покрытие на всю Москву16.21Пятница, 12 августа 2022
    Путешествие из Петербурга в Казань – тест для беспилотного автомобиля15.07Понедельник, 26 ноября 2018
    МТС: жители СЗФО больше всего путешествуют из Петербурга в Москву12.67Понедельник, 11 января 2016
    Команда из Санкт-Петербурга отправится в Москву на российский финал конкурса Imagine Cup 201612.28Вторник, 22 марта 2016
    "Скиф" начинает путешествие9.23Четверг, 25 марта 2021
    Оператор «Комфортел» запустил революционную технологию обмена данными9.1Пятница, 01 апреля 2022
    Первый зимний Beering от Комфортел пройдет 2 декабря в Санкт-Петербурге9Вторник, 30 ноября 2021
    Комфортел организует первый BrainBeering в 2022 году в Санкт-Петербурге9Вторник, 19 апреля 2022

    Мы в соц. сетях