Пандемия сыграла за отечественную онлайн-торговлю

19 фев 2021 02:40 #100284 от ICT
Согласно результатам исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), больше всего на локальном рынке россияне покупали цифровую и бытовую технику (21.0%). На втором месте - одежда и обувь (21%). В топ-3 также вошла такая товарная категория как продукты питания (10,2%). При этом на трансграничном рынке самыми востребованными товарными категориями оказались одежду и обувь (31,6%), а также бытовая техника (21,5%). По данным АКИТ, доля локального рынка в 2020 году увеличилась до 86%, на трансграничную торговлю приходится лишь 14% (в 2019 г. - 71% и 29% соответственно). Такое значительное снижение доли трансграничного рынка связано с пандемией – какое-то время этот канал работал с перебоями, с ограничениями грузоперевозок, сроки доставки покупок были увеличены. Распределение рынка интернет-торговли в 2020 году, показывает, что к покупкам в онлайн все активнее подключаются регионы: Москва (24,7%), Московская область (8,3%), Петербург (7,5%), Свердловская область (2,5%), Ростовская (2,3%), Татарстан (2,1%), Самарская и Нижегородская области (по 1,9%), Красноярский край 1,6%. В общем объеме продаж розничного рынка доля e-commerce в 2020 году составила 9,6%. Доля 10,2% за первое полугодие 2020 пока остается историческим максимумом. По прогнозам АКИТ, российский рынок интернет-торговли в 2021 году вырастет еще на 16% и составит 3,7 трлн руб., причем доля локального рынка составит 3,2 трлн руб, а транграничного – 519 млрд руб. "Год назад было трудно предположить, что объем рынка интернет-торговли может так вырасти, и мы преодолеем планку в 3 триллиона рублей. Пандемия подтолкнула рынок к развитию новых сервисов, востребованных у россиян, например, экспресс-доставки. Мы увидели "логистику в логистике", когда конкуренты - сервисы доставки представлены друг у друга на сайтах, неожиданные коллаборации — монобрендовые магазины, имеющие свой интернет-канал выставляются на других электронных площадках. Мы осваиваем новые форматы продаж, например, live-commerce. 2021 год скорее всего не будет отличаться таким взрывным ростом, однако, уверен, что он принесет нам еще более удивительные форматы, услуги и объединения", - рассказал президент АКИТ Артем Соколов. В пресс-службе Группы "М.Видео-Эльдорадо" сообщили, что по итогам 2020 года онлайн-продажи электроники и бытовой техники в России показали рост примерно 70%. "Общие онлайн-продажи "М.Видео-Эльдорадо" выросли более чем вдвое (109%), достигнув рекордных 300 миллиардов рублей за счет успешного масштабирования онлайн-бизнеса одновременно с эффективными операциями в магазинах в рамках модели OneRetail. Группа укрепила лидирующие позиции, заняв 33% онлайн-рынка электроники в России. Онлайн-продажи составили 60% от общих продаж Группы (последние составили 504,8 миллиардов рублей с НДС). В этом году структурный сдвиг в сторону онлайн-канала должен сохраниться, при этом для потребителей при покупке и выборе техники продолжат важную роль будут играть личный контакт с товарами и индивидуальные консультации, а также скорость доставки", - рассказали пресс-службе Группы "М.Видео-Эльдорадо". Партнер Data Insight Борис Овчинников не согласен с результатами, приведенными в исследовании АКИТ. "АКИТ считает, что внутрироссийский рынок вырос почти в два раза (+92%) - но совершенно непонятно, на чем основана такая оценка. Да, многие крупные игроки в 2020 г. выросли в два раза и даже больше - но нельзя оценивать динамику всего рынка по нескольким большим проектам; за пределами топ-10 рынка типичные темпы роста в 2020 г. - это 10-20% роста за год", - объясняет Борис Овчинников. По словам Бориса Овчинникова, Data Insight еще в декабре представила предварительные оценки за 2020 год, по которым внутрироссийский рынок е-commerce в 2020 г. вырос по количеству заказов на 78% до 830 млн, в рублях - на 47% примерно до 2,52 трлн рублей. "Если учитывать также и входящий кроссбордер, то рост в рублях получается +37% до 2,86 трлн руб. Подчеркну, что это предварительные оценки, которые еще уточняются - но это уточнение в масштабах нескольких процентов (тогда как расхождение оценок АКИТ с нашими оценками по темпам роста составляет 20-45 процентных пунктов)", - говорит Борис Овчинников. "Я не вижу никаких оснований ожидать того резкого замедления роста рынка, который прогнозируют АКИТ. Надо понимать, что рекорды 2020 года по темпам роста (а даже если брать реалистичные оценки роста за прошлый год в районе 45-50%, это все равно рекорд) были обеспечены не столько теми заказами, которые россияне вынуждено сделали через интернет в апреле-мае, когда были ограничены возможности оффлайн-покупок, сколько резким сдвигом в привычках и в опыте - большинство покупателей, которые весной попробовали впервые онлайн-покупки или получили первый e-commerce-опыт в новых для себя категориях, например продукты питания, остались пользователями электронной торговли и по-прежнему продолжают покупать в онлайне чаще, чем они покупали бы, не будь эпидемии и самоизоляции. И эти изменения в поведении будут влиять на рынок и в текущем, и в последующие годы", - считает Борис Овчинников. Он рассказывает, что Data Insight еще летом 2020 года опубликовала новый прогноз развития рынка электронной торговли - который был существенно пересмотрен с учетом влияния коронавируса. Этот прогноз предполагает, что в 2021 году объем российского рынка e-сommerce (без учета кроссбордера) вырастет на 34%. Борис Овчинников считает, что текущая динамика рынка в целом соответствует этому прогнозу, а если его и придется заметно корректировать - то скорее в сторону повышения, чем понижения. "Хотя мы не разделяем оценку АКИТ про падение кроссбордера на 25% (мы видим сокращение менее чем на 10%), мы подтверждаем, что структура онлайн-покупок россиян быстро перераспределяется в пользу российских продавцов (по нашим оценкам, доля кроссбордера сократилась с 18% в 2019 г. до 12% в 2020 г.). Этот тренд начался еще в 2018-2019 годах - но в 2020 году он усилился: сначала появились страхи перед посылками из "заразного" Китая и сократилось предложение со стороны китайских производителей, потом в локдаун преобладали срочные по своему характеру заказы, да и в целом активность покупателей в онлайне растет в основном в тех категориях, где естественно преобладание внутрироссийских ритейлеров: продукты питания, товары для ремонта, лекарства и т.д. Плюс растущий спрос позволяет российским ритейлерам агрессивнее развивать быструю и сверхбыструю доставку - что дополнительно смещает баланс в пользу "доместика". Можно ожидать, что и в нынешнем году внутрироссийские онлайн-продажи будут расти быстрее входящего кроссбордера, однако разница в темпах роста уже будет не такой большой, как в прошлом году", - объяснил Борис Овчинников. Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк подчеркивает, что многое в исследовании зависит от методики расчета, наиболее точные данные поступают от эквайринговых систем крупных банков, но и их обобщить достаточно сложно. По мнению Евгения Миронюка, информация со стороны онлайн-ритейлеров разрозненная и она не охватывает всех ритейлеров. "К тому же в исследовании учитываются только физические товары с учетом расходов на доставку. Не беремся оценивать расчет АКИТ, но повышенный спрос в течение 2020 года явно создал предпосылки превышения прогнозируемого ранее Data Insight среднегодового показателя роста электронной торговли в 33,2%. Существенный рост 2020 г создает высокую базу, которая ограничит рост 2021 года. Прогноз роста в 16% в 2021 году практически совпадает с данными, представленным в аналитическом исследовании eMarketer относительно мирового роста e-commerce в предыдущие годы. Ожидаем все же, что в России он окажется сильнее и будет соответствовать среднегодовому прогнозу Data Insight, в рамках 30-35%", - говорит Евгений Миронюк. Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын согласен с результатами исследования АКИТ, поскольку участники АКИТ и являются источниками релевантных данных. "Трансграничная торговля не исчезает даже в США. В декабре IPO на NASDAQ провел маркетплейс Wish, принадлежащий компании Context Logic, который занят как раз доставкой дешевых китайских товаров в США. На большой планете всегда что-то где-то производится и может быть продано дешевле. Доля трансграничной торговли в 20-25% выглядит естественной и вряд ли представляет угрозу для отечественных игроков. Я ожидаю, что она в перспективе установится на этом уровне", - отмечает Леонид Делицын. По прогнозам Леонида Делицына, рост интернет-торговли в 2021 году составит 20%. "По подсчетам АКИТ, в общем объеме продаж розничного рынка доля e-commerce в 2020 году составила 9,6%. Вместе с тем, глобальное среднее находится на уровне 16% (во многом за счет расцвета онлайн-торговли в странах Азии). Таким образом, если не считать, что россияне как-то специально не любят покупать онлайн, потенциал рынка еще далек от исчерпания. К тому же, укрупняющиеся маркетплейсы привлекают миллиарды долларов, которые пойдут на развитие рынка", - рассказал Леонид Делицын. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях