Как у властей России строились и рушились планы по запуску цифрового ТВ

21 окт 2016 16:40 #47145 от ICT
Письма о цифровизацииТВ Электронная переписка, предположительно принадлежащая главеРоскомнадзора Александру Жарову и выложенная хакерами из «Анонимного интернационала», позволяет проследитьдраматическую судьбу внедрения в России цифрового телевидения. Массовый стартданному проекту был дан в 2009 г. с принятием Федеральной целевой программы(ФЦП) развития телерадиовещания до 2015 г., объем финансирования которойсоставлял p122,5 млрд (в том числе p76 млрд из федерального бюджета). Что хотели получить к 2015 году Изначально предполагалось, что к сроку окончания действияпрограммы во всех регионах России будут запущены три мультиплекса (пакета)цифровых телеканалов с зоной охвата 98% жителей. Кроме того, в крупных городах(население от 100 тыс. человек) дополнительно планировался запуск четвертого и пятого мультиплексов, каналов высокой четкости (HDTV) и мобильного телевидения.При этом к 2015 г., в соответствии с международным соглашением «Женева-06», к которому присоединилась Россия, должно было произойти отключение аналоговоготелевидения. Сейчас трансляцией цифровых эфирных телеканалов занимаетсягоспредприятие «Российская государственная телерадиовещательная сеть» (РТРС).Запуск цифрового ТВ начался с первого мультиплекса. Его состав в 2009 г. былопределен указом президента, сейчас в первый мультиплекс входит 10 телеканалов(«Первый канал», «Россия-1», «Матч-ТВ», «Россия-24», «Россия-К», ТВЦ, НТВ,«Карусель», ОТР, «Петербург — пятый канал») и три радиостанции («Радио России»,«Маяк» и «Юность»). Данные каналыполучили название общедоступных. Must carry и субсидиина вещание В отношении этих каналов был введен принцип must carry: всеоператоры платного ТВ должны транслировать их бесплатно — как для зрителей, таки для самих каналов. Со своей стороны, государство взялось субсидировать этимтелеканалам эфирное вещание в небольших городах, причем как аналоговое, так и цифровое. В 2010 г. субсидии выделялись на вещание в городах с числом жителей менее200 тыс. человек, в дальнейшем планировалось распространять субсидии только на города с числом жителей менее 100 тыс. http://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2016/10/21/ostankino_700.jpg"> У властей РФ строились и рушились планы по запуску цифрового ТВ Однако затем было решено предоставить РТРС субсидии на вещание общедоступных телеканалов в цифровом формате на всей территории страны срокомдо 2018 г., после чего субсидии на цифровое вещание должны будут получать сами телеканалы на города с числом жителейменее 100 тыс. В отношении же аналогового вещания общедоступные телеканалысохраняли субсидии для городов с числом жителей менее 100 тыс. В 2012 г. Роскомнадзор провел конкурс, в ходе которого определились 10 каналовучастников второго мультиплекса (СТС, «Рен ТВ», «Домашний», ТНТ, «Пятница»,ТВ-3, «Спас», «Мир», «Звезда» и «Муз ТВ»). После этого начался поэтапный запускданного мультиплекса. Каналы заключили контракты с РТРС на вещание стоимостью950 млн в год (правда, полную сумму следовало выплачивать только после запускавторого мультиплекса на всей территории страны). Региональные каналы доступ в первые два мультиплекса не получили. [b]Надежды на третиймультиплекс[/b] В 2013 г. начались работы над третьим мультиплексом. В негопредполагалось включить десять телеканалов: семь федеральных, по дварегиональных канала и еще один региональный канал, созданный на базе«Всероссийской государственной телерадиокомпании» (ВГТРК). Для этогопланировалось в 2014 г. провести соответствующий конкурс. Согласно презентации, которую в том году составила главадепартамента Минкомсвязи по госполитике в области СМИ [b]Екатерина Ларина[/b], стоимость запуска третьего мультиплекса составилабы 26 млрд. Из этой суммы 40-45% ушло бы на Москву и Санкт-Петербург. 8 млрддолжно было бы уйти на десять других регионов, 4 млрд — еще на 20 регионов, p2млрд — на другие 20 регионов и p1 млрд — на оставшиеся 30 регионов. Стоимость вещания для одного федерального канала составилабы 140 млрд в год, для всех региональных каналов ВГТРК — p540 млн, для одногорегионального канала — от p6 млн до p12 млн руб. Правда, как отмечалось в презентации, лишь в 32 российских регионах есть два и более собственныхтелеканала, а в 13 регионах своих каналов нет вообще. Кроме того, запуск третьего мультиплекса требовал расчисткичастот, для чего, согласно ФЦП, следовало произвести отключение аналоговоготелевидения. Как отметила в письме Жарову гендиректор Главного радиочастотногоцентра [b]Анастасия Звягинцева[/b], из 68поступивших заявок на частоты для третьего поколения без отключения аналоговогоТВ можно было выделить частоты только в 27 населенных пунктов. [b]Сохранениеаналогового ТВ[/b] Между тем, в начале 2014 г. правительственная комиссия по телерадиовещанию признала нецелесообразным планировавшуюся ранее разработку концепцииотключения аналогового телевидения. Аналоговые передатчики было решеноотключать только в приграничных районах, где они могут создавать помехи передатчикамиз других стран (с лета 2015 г. это не допускается соглашением «Женева-06»). В том же году Жаров подготовил обращение от имениправительства к президенту России [b]ВладимируПутину[/b]. В нем указывалось, что потребители неохотно отказываются от аналоговоготелевизоров и, как ожидалось, к 2019 г. в России лишь 50-55% телевизоров смогутпринимать цифровое ТВ. Кроме того, не был решен вопрос с 500 региональнымителекомпаниями, не получившими возможность вещать в цифровом формате. В этой связи предлагалось сохранить аналоговое вещание до 2018 г. Такая ситуация была невыгодна вещателям из второго мультиплекса,которым пришлось оплачивать вещание как в аналоговой, так и в цифровой среде. По этой причине полный ввод второго мультиплекса было решено перенести на 2018 г.,а РТРС в 2014 г. отключили уже построенные передатчики данного мультиплекса в городах с числом жителей менее 50 тыс. В то же время речи об отказе от второго мультиплексе не шло.Наоборот, тогда же правительственная комиссия по телерадиовещанию рекомендоваларасширить зону покрытия данного мультиплекса до территории, на которойпроживает 95% населения (до этого планировалось покрыть только города с числомжителей от 50 тыс.). [b]Второй мультиплекс:быть или не быть[/b] Однако, уже в 2015 г. стало не до третьего мультиплекса: под угрозой оказался второй мультиплекс. Как писал Жарову весной того годапрезидент «Медиа-коммуникационного союза» (МКС) [b]Сергей Петров[/b], на встрече заинтересованных сторон с президентомВладимиром Путиным обсуждался вопрос отключения второго мультиплекса. Для вещателей сложился целый ряд неблагоприятных факторов:падение рекламного рынка (из-за этого четверть каналов могли стать убыточными),рост стоимости оборудования для цифрового ТВ из-за падения курса рубля,активная конкуренция со стороны платных тематических каналов и альтернативныхсред вещания. В результате половина каналов, вошедших во второймультиплекс, готова была выйти из него, писал Петров. Еще 30% каналов для принятия решения по данному вопросу ожидали дальнейшей динамики рекламногорынка, а другие 20% находились на бюджетных дотациях. В связи с этим Петров предложил несколько вариантовдальнейших действий. Первый вариант состоял в предоставлении государствомсубсидий РТРС на обеспечение вещания каналов второго мультиплекса в городах с числом жителей менее 50 тыс. и строительство соответствующих сетей. Этопозволило бы сохранить второй мультиплекс, обеспечить всех жителей страныдвадцатью общедоступными каналами, а каналам перераспределить инвестиции на создание контента. Механизм субсидирования потребовал бы от государствавыделить 6 млрд в период до 2019 г, а далее 8—10 млрд ежегодно. Каналы бы всеравно должны были тратить примерно 150 млн в год на вещание в городах с числомжителей от 50 тыс., причем для некоторых каналов эта ноша оказалась бынепосильной. Как альтернатива — финансирование можно было осуществлять путемпредоставления Минкомсвязью целевых грантов РТРС. Другой вариант заключался в прекращении строительствавторого мультиплекса. В этом случае снизилась бы финансовая нагрузка на телеканалы, они смогли бы больше инвестировать в производство контента и новыесреды вещания, в городах с числом жителей от 100 тыс. человек можно бысохранить аналоговое вещание, а у альтернативных телевизионных операторов(кабельные, спутниковые и т. д.) появился бы новый стимул для развития. Однако при таком варианте государство понесло бырепутационные потери, отказавших от уже запущенного проекта, предупредилПетров. В стране не было бы обеспечено информационное равенство при возможностипросмотра федеральных телеканалов, были бы потеряны инвестиции в уже созданнуюинфраструктуру второго мультиплекса, снизилась бы эффективность использованиярадиочастотного спектра в рамках соглашения «Женева-06». [b]Текущая ситуация[/b] Решений по отключению второго мультиплекса либо по субсидированию вещания входящих в него каналов не принималось. Однако властинашли другой способ помочь вещателям и РТРС: в прошлом году были принятыизменения в закон «О связи», которые распространили принцип must carry на каналы второго мультиплекса: то есть все операторы платного ТВ должны их транслировать их бесплатно. Также было указано, что операторы платного ТВ должныполучать сигнал этих телеканалов путем присоединения к сетям РТРС. В ФЦП и указ президента об общедоступных федеральных каналахтакже были внесены изменения. Срок действия ФПЦ был продлен до 2018 г., объемфинансирования увеличили до p165 млрд (в том числе p98 млрд из федеральногобюджета). Именно к этому моменту должен быть запущен на полную мощность второймультиплекс. О третьем и последующих мультиплексах в ФЦП речи более не идет. Принудительного отключения аналогово телевещания не будет, однакогосударство будет субсидировать общедоступным каналам вещание в аналоговойсреде (в населенных пунктах с менее чем 100 тыс. жителей) только до 2018 г. (ане до момента отключения, как планировалось до этого). Как ранее говорилзамминистра связи [b]Алексей Волин[/b], этовынудит телеканалы самим отказываться от аналогово вещания Наконец, недавно был принят так называемый закон «О 21-ойкнопке». Согласно нему, в каждом регионе будет выбран местный канал, которыйвойдет в состав мультиплексов. По состоянию на середину 2015 г. РТРС запустилпервый мультиплекс во всех регионах, зона охвата — 90% жителей. Второймультиплекс запущен в 75 регионах, зона охвата — 65% жителей. В пресс-службе Минкомсвязи не стали комментировать данные из переписки Жарова. Сам Александр Жаров на встрече со студентами Факультетажурналистики МГУ говорил, что поскольку его переписка была украдена с личногоящика, он не считает необходимым ее комментировать.[img]http://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2016/10/21/ostankino_700.jpg"> У властей РФ строились и рушились планы по запуску цифрового ТВ Однако затем было решено предоставить РТРС субсидии на вещание общедоступных телеканалов в цифровом формате на всей территории страны срокомдо 2018 г., после чего субсидии на цифровое вещание должны будут получать сами телеканалы на города с числом жителейменее 100 тыс. В отношении же аналогового вещания общедоступные телеканалысохраняли субсидии для городов с числом жителей менее 100 тыс. В 2012 г. Роскомнадзор провел конкурс, в ходе которого определились 10 каналовучастников второго мультиплекса (СТС, «Рен ТВ», «Домашний», ТНТ, «Пятница»,ТВ-3, «Спас», «Мир», «Звезда» и «Муз ТВ»). После этого начался поэтапный запускданного мультиплекса. Каналы заключили контракты с РТРС на вещание стоимостью950 млн в год (правда, полную сумму следовало выплачивать только после запускавторого мультиплекса на всей территории страны). Региональные каналы доступ в первые два мультиплекса не получили. Надежды на третиймультиплекс В 2013 г. начались работы над третьим мультиплексом. В негопредполагалось включить десять телеканалов: семь федеральных, по дварегиональных канала и еще один региональный канал, созданный на базе«Всероссийской государственной телерадиокомпании» (ВГТРК). Для этогопланировалось в 2014 г. провести соответствующий конкурс. Согласно презентации, которую в том году составила главадепартамента Минкомсвязи по госполитике в области СМИ Екатерина Ларина, стоимость запуска третьего мультиплекса составилабы 26 млрд. Из этой суммы 40-45% ушло бы на Москву и Санкт-Петербург. 8 млрддолжно было бы уйти на десять других регионов, 4 млрд — еще на 20 регионов, p2млрд — на другие 20 регионов и p1 млрд — на оставшиеся 30 регионов. Стоимость вещания для одного федерального канала составилабы 140 млрд в год, для всех региональных каналов ВГТРК — p540 млн, для одногорегионального канала — от p6 млн до p12 млн руб. Правда, как отмечалось в презентации, лишь в 32 российских регионах есть два и более собственныхтелеканала, а в 13 регионах своих каналов нет вообще. Кроме того, запуск третьего мультиплекса требовал расчисткичастот, для чего, согласно ФЦП, следовало произвести отключение аналоговоготелевидения. Как отметила в письме Жарову гендиректор Главного радиочастотногоцентра Анастасия Звягинцева, из 68поступивших заявок на частоты для третьего поколения без отключения аналоговогоТВ можно было выделить частоты только в 27 населенных пунктов. Сохранениеаналогового ТВ Между тем, в начале 2014 г. правительственная комиссия по телерадиовещанию признала нецелесообразным планировавшуюся ранее разработку концепцииотключения аналогового телевидения. Аналоговые передатчики было решеноотключать только в приграничных районах, где они могут создавать помехи передатчикамиз других стран (с лета 2015 г. это не допускается соглашением «Женева-06»). В том же году Жаров подготовил обращение от имениправительства к президенту России ВладимируПутину. В нем указывалось, что потребители неохотно отказываются от аналоговоготелевизоров и, как ожидалось, к 2019 г. в России лишь 50-55% телевизоров смогутпринимать цифровое ТВ. Кроме того, не был решен вопрос с 500 региональнымителекомпаниями, не получившими возможность вещать в цифровом формате. В этой связи предлагалось сохранить аналоговое вещание до 2018 г. Такая ситуация была невыгодна вещателям из второго мультиплекса,которым пришлось оплачивать вещание как в аналоговой, так и в цифровой среде. По этой причине полный ввод второго мультиплекса было решено перенести на 2018 г.,а РТРС в 2014 г. отключили уже построенные передатчики данного мультиплекса в городах с числом жителей менее 50 тыс. В то же время речи об отказе от второго мультиплексе не шло.Наоборот, тогда же правительственная комиссия по телерадиовещанию рекомендоваларасширить зону покрытия данного мультиплекса до территории, на которойпроживает 95% населения (до этого планировалось покрыть только города с числомжителей от 50 тыс.). Второй мультиплекс:быть или не быть Однако, уже в 2015 г. стало не до третьего мультиплекса: под угрозой оказался второй мультиплекс. Как писал Жарову весной того годапрезидент «Медиа-коммуникационного союза» (МКС) Сергей Петров, на встрече заинтересованных сторон с президентомВладимиром Путиным обсуждался вопрос отключения второго мультиплекса. Для вещателей сложился целый ряд неблагоприятных факторов:падение рекламного рынка (из-за этого четверть каналов могли стать убыточными),рост стоимости оборудования для цифрового ТВ из-за падения курса рубля,активная конкуренция со стороны платных тематических каналов и альтернативныхсред вещания. В результате половина каналов, вошедших во второймультиплекс, готова была выйти из него, писал Петров. Еще 30% каналов для принятия решения по данному вопросу ожидали дальнейшей динамики рекламногорынка, а другие 20% находились на бюджетных дотациях. В связи с этим Петров предложил несколько вариантовдальнейших действий. Первый вариант состоял в предоставлении государствомсубсидий РТРС на обеспечение вещания каналов второго мультиплекса в городах с числом жителей менее 50 тыс. и строительство соответствующих сетей. Этопозволило бы сохранить второй мультиплекс, обеспечить всех жителей страныдвадцатью общедоступными каналами, а каналам перераспределить инвестиции на создание контента. Механизм субсидирования потребовал бы от государствавыделить 6 млрд в период до 2019 г, а далее 8—10 млрд ежегодно. Каналы бы всеравно должны были тратить примерно 150 млн в год на вещание в городах с числомжителей от 50 тыс., причем для некоторых каналов эта ноша оказалась бынепосильной. Как альтернатива — финансирование можно было осуществлять путемпредоставления Минкомсвязью целевых грантов РТРС. Другой вариант заключался в прекращении строительствавторого мультиплекса. В этом случае снизилась бы финансовая нагрузка на телеканалы, они смогли бы больше инвестировать в производство контента и новыесреды вещания, в городах с числом жителей от 100 тыс. человек можно бысохранить аналоговое вещание, а у альтернативных телевизионных операторов(кабельные, спутниковые и т. д.) появился бы новый стимул для развития. Однако при таком варианте государство понесло бырепутационные потери, отказавших от уже запущенного проекта, предупредилПетров. В стране не было бы обеспечено информационное равенство при возможностипросмотра федеральных телеканалов, были бы потеряны инвестиции в уже созданнуюинфраструктуру второго мультиплекса, снизилась бы эффективность использованиярадиочастотного спектра в рамках соглашения «Женева-06». Текущая ситуация Решений по отключению второго мультиплекса либо по субсидированию вещания входящих в него каналов не принималось. Однако властинашли другой способ помочь вещателям и РТРС: в прошлом году были принятыизменения в закон «О связи», которые распространили принцип must carry на каналы второго мультиплекса: то есть все операторы платного ТВ должны их транслировать их бесплатно. Также было указано, что операторы платного ТВ должныполучать сигнал этих телеканалов путем присоединения к сетям РТРС. В ФЦП и указ президента об общедоступных федеральных каналахтакже были внесены изменения. Срок действия ФПЦ был продлен до 2018 г., объемфинансирования увеличили до p165 млрд (в том числе p98 млрд из федеральногобюджета). Именно к этому моменту должен быть запущен на полную мощность второймультиплекс. О третьем и последующих мультиплексах в ФЦП речи более не идет. Принудительного отключения аналогово телевещания не будет, однакогосударство будет субсидировать общедоступным каналам вещание в аналоговойсреде (в населенных пунктах с менее чем 100 тыс. жителей) только до 2018 г. (ане до момента отключения, как планировалось до этого). Как ранее говорилзамминистра связи Алексей Волин, этовынудит телеканалы самим отказываться от аналогово вещания Наконец, недавно был принят так называемый закон «О 21-ойкнопке». Согласно нему, в каждом регионе будет выбран местный канал, которыйвойдет в состав мультиплексов. По состоянию на середину 2015 г. РТРС запустилпервый мультиплекс во всех регионах, зона охвата — 90% жителей. Второймультиплекс запущен в 75 регионах, зона охвата — 65% жителей. В пресс-службе Минкомсвязи не стали комментировать данные из переписки Жарова. Сам Александр Жаров на встрече со студентами Факультетажурналистики МГУ говорил, что поскольку его переписка была украдена с личногоящика, он не считает необходимым ее комментировать.


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Планы калифорнийских властей ввести налог на SMS провалились13.98Понедельник, 17 декабря 2018
    Замглавы Минфина поддержал планы ЦБ РФ по внедрению цифрового рубля11.79Пятница, 17 сентября 2021
    "Первый вегетарианский" телеканал готовится к запуску в России10.01Среда, 01 февраля 2017
    В России разрабатывают единую систему радиосвязи для властей9.86Понедельник, 25 апреля 2016
    «Почта России» готовится к запуску сервиса заказных электронных писем9.8Вторник, 03 февраля 2015
    Частная космонавтика России не дождалась от властей уголовного дела9.75Вторник, 02 июня 2015
    Суд поддержал решение властей Молдавии о приостановке вещания "России 24"9.75Понедельник, 14 декабря 2015
    В России занялись разработкой единой системы радиосвязи для властей9.75Понедельник, 25 апреля 2016
    В Netflix обсуждали планы производства контента в России9.48Пятница, 13 сентября 2019
    Минцифры опровергло планы по отключению России от мирового интернета9.38Понедельник, 07 марта 2022

    Мы в соц. сетях