"Переключи на оператора": почему чат-боты раздражают и как этого избежать
04 окт 2021 02:40 #105520
от ICT
Автоматизация колл-центров с помощью голосовых ассистентов и чат-ботов стала стандартом для телеком-операторов. Речевые технологии помогают оптимизировать расходы на поддержку пользователей и быстрее отвечать на их запросы. Однако для клиентов общение с роботом нередко становится пыткой. Светлана Архипкина, директор по развитию AI проектов "Mail.ru Цифровые технологии" рассказывает, почему так бывает, и как этого избежать. Организация контакт-центра в телекоме — необходимая, но очень хлопотливая и ресурсоемкая задача. Крупные операторы обслуживают миллионы человек и получают от клиентов десятки тысяч вопросов ежедневно. В службе поддержки крупного оператора работает порядка 150-250 человек. Средняя зарплата одного специалиста составляет 32 тыс. рублей. То есть на содержание контакт-центра с учетом налогов и прочих расходов ежегодно тратятся десятки и сотни миллионов рублей. Но дело не только в прямых расходах. Текучесть кадров в колл-центрах в среднем составляет 35-40% в год. Компании вынуждены ежегодно нанимать и обучать новых людей с нуля. Расходы на замену одного сотрудника достигают 25-30% от его ежегодной заработной платы. С другой стороны, постоянно растут требования клиентов к уровню сервиса: они хотят моментально получать точные ответы на свои вопросы. Из-за очередей, длительного ожидания на линии и переключения между операторами их удовлетворенность падает. При этом опросы показывают, что 79% потребителей готовы прекратить пользоваться услугами компании после всего лишь одного негативного опыта общения. Казалось бы, внедрение речевых технологий, заменяющих первую линию поддержки, должно решить эти проблемы. Цифровой ассистент всегда вежлив, на связи 24/7, не выгорает и не требует выходных и отпусков. Однако на практике почти каждый сталкивался с тем, что робот не мог решить проблему или дать исчерпывающий ответ на вопрос. Разберемся, почему прогрессивная технология нередко вызывает отторжение со стороны клиентов. Ошибка 1: неумение вести диалог На рынке часто путают чат-ботов и интеллектуальные платформы — цифровых ассистентов на базе искусственного интеллекта. Первые могут дать лишь справочную информацию и отвечают исключительно по заданному сценарию (скрипту). Однако в сложных продуктах телеком-операторов невозможно разобраться только с помощью скриптов. Абоненту нужно, чтобы на его запрос дали конкретный ответ. То есть не просто продемонстрировали полный список тарифов, а подсказали наиболее подходящий: "Мне кажется, что на данный момент ваш идеальный тарифный план — вот этот. Давайте на него перейдем?" Так умеет цифровой ассистент, который представляет собой интеллектуальную платформу и использует технологии машинного обучения. Решение: Цифровой ассистент может уточнить запрос, задать дополнительные вопросы, проанализировать данные клиента, не переводя разговор на оператора. Он общается как профессиональный сотрудник в начале рабочего дня — дружелюбно и бодро. Чтобы пользователи через раз не просили "позвать человека", нужно реализовать два аспекта:
- Синтезировать нормальную речь, максимально приближенную к человеческой. Для этого нужно обучить цифрового ассистента на основе анализа записей звонков живых операторов. Современные технологии позволяют проводить синтез эмоциональной речи с копированием манеры разговора на базе референсных записей.
- Обучить вести диалог наравне с человеком. В ответ на приветствие цифровой ассистент может сказать "Привет" или "Привет, Алексей. Я могу тебе помочь с вот этими и вот этими вопросами. Что тебя интересует?". Он может перечислить несколько вариантов решения проблемы, а может порекомендовать оптимальный. Выбор конкретной модели коммуникации зависит от доступа к данным, ограничений по серверным мощностям, производительности системы и людей, которые настраивают NLP-алгоритм (обработка естественного языка). Так, чем больше выборка вопросов, на которых обучается система, тем выше число кастомизированных ответов пользователям.
- Пример. Мобильный трафик пользователя стремительно сгорел за последние дни. При этом человек купил новый iPhone, в котором есть 4К видео. А такое видео при отправке быстро расходует мобильный интернет. Скорее всего, он звонит поменять тариф. На основании такого анализа цифровой ассистент может сразу предложить клиенту новый тариф с безлимитным интернетом.
- Интеллектуальная платформа хорошо понимает особенности речи, различное произношение и специфическую дикцию. Для этого на этапе разработки анализируется минимум 80% типичных вопросов от клиентов, чтобы сравнить формулировки и используемую лексику.
- Запрос "Привет, у меня закончился мобильный интернет" ассистент может воспринимать как обычное предложение, или же как интенцию. В последнем случае даже простое предложение разбивается на составные части и анализируется искусственным интеллектом. В итоге робот способен точно понять, что именно хочет пользователь. На выходе клиент получает исчерпывающий ответ на конкретный вопрос.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.