К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и беспла

28 нояб 2019 12:40 #88419 от ICT
Согласно оценке Accenture, из-за постепенного замещения традиционных карточных расчетов системами мгновенных платежей с минимальной комиссией или без комиссии, в зоне риска к 2025 году окажутся примерно 2,7% банковских доходов от платежей. Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что в России эта цифра составит до 5%. Еще порядка 8% всех доходов от платежных операций под угрозой из-за бесплатности платежей и общего снижения транзакционных комиссий. Только с 2015 по 2018 год, как показывает анализ, средняя выручка на транзакцию по дебетовым картам уже сократилась на 15%, а по кредитным картам на 12%, в то время как по кредитным картам для бизнес-клиентов упала на 33%. Конкуренция в платежах с небанковскими организациями (включая операторов электронных кошельков и альтернативных платежных провайдеров) отнимет у банков еще 3,9% доходов от платежей. В результате операционная маржа платежного бизнеса в среднем по отрасли может сократиться до уровня в 4,3% к 2025 году – а это означает балансирование на грани или даже отрицательную доходность для менее эффективных игроков. В ходе исследования Accenture Global Payments Pulse Survey аналитики опросили 240 топ-менеджеров, отвечающих за развитие платежей в банках из 22 стран, и выяснили, как они планируют повышать лояльность клиентов, доходы и рентабельность в изменившихся условиях. Согласно оценкам Accenture, мировой рынок платежей будет расти со средней ежегодной скоростью 5,5% с 1,5 трлн долларов в 2019 году – и к 2025 году превысит планку в 2 трлн долларов. При этом средние темпы роста безналичных платежей составят порядка 5% в год. Выручка в сегменте розничных платежей будет расти медленнее, чем в платежах корпоративных клиентов. Этот рост дает банкам возможность претендовать на участие в битве за $500 млрд дополнительной выручки в платежном бизнесе – однако это будет непросто, учитывая требования к бизнес-моделям в новом цифровом поле. На платежный рынок оказывает влияние целый ряд сил: под влиянием комбинации технологий и регуляторных инициатив платежи становятся все в большей мере мгновенными, бесплатными и все более незаметными для клиента (встраиваясь в приложения и устройства третьих сторон, включая носимые устройства, электронные кошельки, устройства интернета вещей и смарт-контракты). Опрошенные Accenture топ-менеджеры признают вызовы, связанные с новыми технологиями в платежах. 71% опрошенных банковских руководителей в мире и 93% в Европе убеждены, что платежи становятся бесплатными; 73% считают, что большинство платежей уже "невидимы" или станут такими в течение следующих 12 месяцев; 78% заявили, что платежи либо уже мгновенные, либо станут мгновенными в ближайший год. "На российском рынке эти же тенденции проявляются даже с еще большим размахом: на фоне бурного роста безналичных взаиморасчетов, активного развития инфраструктуры быстрых платежей и агрессивной конкуренции по комиссиям банкам важно критически пересмотреть перспективную структуру доходов и расходов транзакционного бизнеса. Нужно сделать упор на развитии инноваций и новых бизнес-возможностей, которые позволят захватить потенциал рынка", – рассказала директор - старший эксперт практики управленческого консалтинга для финансового сектора Accenture в России Мария Гусева. Леонид Делицын согласен с Марией Гусевой. "Наши платёжные привычки обладают инерцией. В России, к примеру, не распространены чековые книжки, к которым привыкли американцы. И уж если пожилой человек привык к чековой книжке, то он хотел бы спокойно прожить свои дни, используя этот замечательно удобный и привычный ему документ, и никогда не знать ничего о мобильных бесконтактных платежах и т.п. Так же как российские пенсионеры любили ходить в сберкассу и учитывать всё в сберкнижки. В России части таких привязанностей и таких барьеров нет, поэтому население будет быстрее воспринимать новые услуги – а банки будут быстрее терять привычные комиссии. Исследователи указывают, чтобы удержать доходность, банкам нужно продумать свою стратегию в условиях текущих вызовов рынка по двум возможным направлениям: во-первых, масштабирование, оптимизация и развитие своих технологических платформ для "экономии масштаба", во-вторых, дифференциация через создание новых сервисов с повышенной ценностью, дополняющих низкомаржинальные, но высокочастотные объемы транзакций в платежном бизнесе. Говоря о факторах, которые важны для обеспечения конкуренции через "экономику масштабов", примерно каждый пятый из респондентов (18%) указывал, что основным приоритетом для банка является обеспечение безопасности транзакций по розничным платежам. Почти четверть (22%) назвали использование технологических инноваций – таких как искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение – в качестве важных возможностей, которые необходимы их организациям для адаптации основных информационных систем к высокоскоростным и непрерывным потокам платежей. Для стратегии дифференциации через создание новых дополнительных сервисов, эксперты Accenture приводят три возможных тактики, которые помогут банкам увеличить доходы и прибыльность: Фокус на расширенных клиентских предложениях с дополнительной ценностью. Аналитики советуют сфокусироваться на создании клиенто-центричных ценностных предложений для клиентов, в рамках которых сами платежи могут быть бесплатными и выполнять функцию базового сервиса. Это может предполагать роль агрегатора для онлайн, мобильных и мгновенных платежей и создание кроссканальных платежных платформ (включая, PoS, API и микросервисы). "Открытый банкинг" для бизнеса. Банки могут предлагать решения для партнеров (например, в сотрудничестве с девелоперами, автодилерами, медицинскими центрами и другими видами бизнеса) в рамках экосистемы "открытого банкинга", предлагая OpenAPI для создания платежных сервисов "последней мили", пусть и незаметных для конечных пользователей. Третья возможная тактика - монетизация данных. Исследование Accenture показало, что 20% банков уже монетизируют данные, и 75% планируют это делать в ближайшие три года. "У российских игроков сейчас есть уникальные возможности для создания новых высокотехнологичных сервисов в области платежей, учитывая доступность технологических компетенций и отсутствие ощутимых угроз со стороны глобальных BigTech-игроков. Рынку необходимы расширенные сервисы на стыке с потребительскими рынками (с ритейлом, e-commerce, транспортными отраслями, сферой услуг и другими) и в B2B-сегменте – где банкам нужно успеть захватить инициативу, чтобы не проиграть место альтернативным провайдерам. Но для успеха в жесткоконкурентной среде критически важно умение работать с инновациями в платежных технологиях: создавать, отбирать, пилотировать и быстро доводить успешные идеи до масштабирования, обеспечивая эффект объемов", – отметила Мария Гусева. Представитель пресс-службы Билайн сказал корреспонденту ComNews, что в части финансовых услуг операторы связи тесно сотрудничают с банками, особенности форматов работы обусловлены действующим в России законодательством. "Если говорить о развитии этого направления - то речь будет идти не о конкуренции, а о новых вариантах сотрудничества", - добавил он. Представитель Tele2 отметил, что клиенты все чаще оплачивают покупки со своего смартфона, и этот инструмент скоро может потеснить пластиковые карты. "Наша цель – создать экосистему финансовых сервисов, полностью удовлетворяющую потребности клиентов. Поэтому при развитии своей площадки Tele2 не конкурирует с финансовыми организациями, а опирается на партнерства с банками, системами денежных переводов и платежей, разработчиками новых продуктов. Мы считаем, что такие коллаборации позволяют синтезировать преимущества финансового и телеком-продукта и дополнить его предложениями в рамках программ лояльности. Вместе с тем Tele2 внедряет цифровые инструменты с разработчиками инновационных продуктов. Недавно мы анонсировали выпуск собственного операторского кошелька, который совмещает возможность эмиссии и токенизации карт. Полагаем, что банки довольно успешно адаптируются к новым реалиям – выходят в digital-среду и запускают цифровые продукты, поэтому их потери от работы конкурентов сильно преувеличены", - считает представитель оператора. "МегаФон" не является конкурентом банкам, мы – партнеры. В 2016 г. вместе с банком "Раунд" запустили первую в мире банковскую карту, счет которой равен балансу мобильного телефона. В этом проекте банк получает новых клиентов и зарабатывает на транзакциях, а МегаФон – доход от платежных операций (по аналогии с Apple Pay) и увеличение лояльности своих абонентов. Активные пользователи карты "МегаФона" в среднем совершают 17 операций в месяц на сумму около 20 тыс. рублей. На основе банковской карты "МегаФона" мы тестируем кредитное направление, в котором наши пользователи смогут получить кредит от крупных российских банков. При этом условия услуги будут индивидуальными и будут формироваться с использованием решений BigData", - рассказал представитель пресс-службы "МегаФона" корреспонденту ComNews. Леонид Делицын говорит, что Российские банки уже осознали, что с ними конкурируют теперь финтех-стартапы, ИТ-гиганты, вроде Google и Apple, операторы сотовой связи, а потенциально – ещё и социальные сети и мессенджеры (Facebook с платёжной системой Libra, Telegram со своей платёжной системой). "Пока что законодатели в разных странах сдерживают натиск новых игроков при помощи различных ограничений, но по мере того, как ИТ-компании становятся всё крупнее и крупнее, их лобби станет сопоставимо с банковским. Поэтому российские банки начали сами разрабатывать и внедрять финтех-решения, открывать виртуальных операторов мобильной связи, инвестировать в хай-тек, в искусственный интеллект и большие данные. Мы становимся свидетелями возникновения универсальных мега-компаний, которые будут пытаться оказывать нам почти все существующие сервисы – и платежные, и коммуникационные, и логистические и образовательные. Даже если банки при этом и не сохранять доходы от платежей на прежнем уровне, они смогут не отдать этот рынок полностью", - прокомментировал Леонид Делицын. Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин полагает, что оценки Accenture обоснованы. "Причина в том, что электронные кошельки нужны, прежде всего, для оплаты интернет – покупок. Однако, с точки зрения долгосрочного периода уровень онлайн реализации в рознице в 10% от продаж оффлайн представляется устойчивым. В США, где торговля онлайн развивается уже более двадцати лет, 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах. Оценка доли мгновенных платежей в 15% вполне соответствует этой статистике принимая во внимание возможность расширения сферы применения электронных кошельков. Но есть для них и риски, которые связаны с тем, что деньги в электронных кошельках не приносят процентного дохода. Пока инфляция в РФ и в мире низка – это не важно, но застой в экономике порождает риски, риски давят на ставки и инфляция, возможно, ускорится. Это необходимо для перерастания экономических проблем. В результате упадет и спрос на бесплатное размещение своих денег в "кошельках" и сами структуры, оказывающие эти услуги будут вынуждены вводить комиссии на фоне роста издержек", - рассказал Александр Осин корреспонденту ComNews. Эксперт на рынке, пожелавший остаться неназванным, отметил, что в ближайшей перспективе на снижение банковских доходов от транзакционных операций может повлиять, по сути, только два фактора. "Первое – это государственное регулирование ставок на внутри- и межбанковский переводы, второе – это дальнейшее распространение таких систем как Apple,Samsung,Google Pay. Чем больше будет совершаться так называемых токенизированных операций (т.е. операций, осуществляемых по картам, привязанным к NFC смартфона), тем больше банки должны будут отчислять комиссионных платежей этим системам. Но при этом стоит не забывать, что проникновение банковских карт еще далеко от 100% насыщения, а значит доходы банков на транзакционном рынке в абсолютном выражении тоже будут увеличиваться", - отметил он. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и беспла91.53Четверг, 28 ноября 2019
    К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и беспла91.53Четверг, 28 ноября 2019
    К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и беспла91.53Четверг, 28 ноября 2019
    Juniper Research: в 2025 году 44% выручки операторы заработают на 5G16.23Вторник, 20 октября 2020
    35% проданных телевизоров в 2017 году во всем мире поддерживают UHD14.89Четверг, 16 ноября 2017
    К 2025 году в мире будет насчитываться 785 спутниковых UHD-каналов14.87Среда, 30 марта 2016
    В 2018 году доходы от OTT-сервисов во всем мире выросли на $17 млрд14.73Вторник, 03 сентября 2019
    Доходы рынка OTT-контента вырастут вдвое к 2022 году во всем мире14.58Пятница, 06 октября 2017
    Вырастили сливы: утекли данные о 7,8 млн платежных операций SMS-activate14.34Вторник, 20 июля 2021
    Group-IB фиксирует рост распространения фальшивых мобильных приложений банков13.37Четверг, 30 ноября 2017

    Мы в соц. сетях