Государственные порталы: вызовы и решения
29 июль 2021 02:40 #104261
от ICT
ICT создал тему: Государственные порталы: вызовы и решения
Возможности государственных порталов растут, в их развитие вкладывают значительные средства. Однако эффективность их работы и популярность у граждан часто оставляют желать лучшего. Об особенностях госпорталов, сложности их создания и потенциальной пользе рассказала Анастасия Гайдукова, менеджер по работе с ключевыми клиентами в ГК "Нетрика". Сайты и интернет-порталы органов государственной власти остаются важнейшим каналом коммуникации несмотря на то, что в последние годы набирают популярность новые инструменты взаимодействия государства и граждан — социальные сети, мессенджеры, чат-боты. Госпорталы активно развиваются, становятся более открытыми и удобными, предоставляют больше полезной информации и сервисов – как для госслужащих, так и для граждан. Одной из важных особенностей таких порталов является необходимость следования требованиям федерального и регионального законодательства, а их соблюдение находится в зоне пристального внимания различных контролирующих структур и общественных организаций. Проверяют наличие версии для слабовидящих и ее качество, а также содержание публичной части порталов: все ли обязательные к размещению данные на них есть, где и как они отображены. Для того, чтобы органы государственной власти ничего не упустили из виду при размещении данных, разработчики госпорталов уделяют большое внимание структуре сайтов, а также предусматривают в панели управления сайтом отображение информации о различных требованиях, например, к разделам сайта. Следует отметить, что количество требований, которым должны соответствовать госпорталы, периодически увеличивается. Это затрудняет их создание и развитие. Еще одна особенность государственных порталов — необходимость отвечать потребностям не только государства, транслируя актуальную повестку, но и граждан — предоставляя разным группам людей интересующую их информацию в простом и понятном виде. В результате контента много, существенная часть его воспринимается тяжело, а место на экране ограничено. Грамотно преподнести информацию на госпортале становится нетривиальной задачей. Какие аспекты требуют особого внимания при создании и управлении госпорталом? Ответственные за контент Сегодня за подготовку и размещение информации на госпорталах зачастую отвечают люди из нескольких отделов, которые заинтересованы в предоставлении разных данных. Поэтому в управлении повесткой не хватает системности, контент может выглядеть разнородным, посетителям сложно в нем сориентироваться — и это первый вызов. Второй заключается в том, что материалы, как правило, написаны "сухим" и сложным языком — его поймут специалисты, но не широкая аудитория. Даже госуслугу можно описать непонятно, если использовать для этого юридический язык. Или справочная информация может быть настолько специфичной, что не вызовет никакого интереса. Причина этого тривиальна — зачастую контент размещает на портале сотрудник, который является узким специалистом, не имеющим навыков работы ни с сайтами, ни с текстами: он может, к примеру, заниматься вопросами планирования и исполнения бюджета. Ситуацию усложняет отсутствие единого подхода к подготовке текстов. Ориентиры в виде лучших практик даются крайне редко, а правила создания материалов объясняются не всегда. В дополнение ко всему вышесказанному, существует проблема с преемственностью знаний сотрудников, отвечающих за контент. Есть примеры других ресурсов, в открытом доступе много информации о написании текстов — но к ним обращаются нечасто. Кроме того, опыт предыдущих коллег, занимающихся ведением портала, лучшие практики их работы с сайтом и материалами тоже редко берутся в расчет новыми сотрудниками — в результате, можно сказать, работа над контентом каждый раз начинается заново. Помимо использования наработок предыдущих сотрудников, для повышения качества материалов можно обращаться к опыту других регионов, но это тоже происходит нечасто. Кроме того, обработка исходной информации требует усилий и времени. Речь, в частности, о работе с PDF-файлами, содержащими сканы "бумажных" материалов — их содержание нужно превратить в полноценные тексты, что быстро не сделаешь, учитывая объем информации. Выходом из ситуации может быть как аутсорсинг — привлечение к работе над контентом специалистов, обладающих журналистскими или PR-навыками, так и встраивание в госпорталы специальных инструментов для работы с контентом. Например, такие инструменты позволяют выявлять канцеляризмы, стилистические ошибки, редактировать фотографии, распознавать PDF-файлы сканов и конвертировать их в машиночитаемый текстовый формат. Это, конечно, не гарантия того, что на выходе получится контент высокого уровня, но все же значительно облегчает жизнь сотрудникам, размещающим материалы на госпорталах, а также обращающихся к ним граждан. Распределение информации Чтобы госпорталы были эффективными и востребованными, при их проектировании нужно анализировать как требования законодательства, так и потребности и ожидания граждан. В последнем поможет изучение посещаемости страниц и сетевой активности разных групп людей. Следующий шаг — разделение информации на две категории:
- интересная;
- малоинтересная, но ее размещение требуется законом.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.