B2В-маркетплейсы вчера, сегодня и завтра: что это и зачем нужны бизнесу?

09 сен 2024 12:40 #116994 от ICT
15–17% b2b-продаж в мире сегодня проходит через маркетплейсы — сегмент "деловых" онлайн-продаж растет в 2,9 раза быстрее, чем b2c. Вместе с управляющим директором по маркетингу ЭТП ГПБ / VESNA Ириной Абдураимовой разбираемся, как появились b2b-маркетплейсы, как цифровые торговые площадки развиваются сегодня и какие преимущества дают бизнесу. За 10 лет рынок онлайн-торговли вырос в 5 раз. Драйвером роста послужили именно маркетплейсы — в том числе, в b2b-направлении. По данным глобального агентства маркетинговых исследований Wunderman Thompson, объем глобального b2b-рынка составляет $8,2 трлн, и к 2026 году вырастет до $18,5 трлн. 15–17% сделок в b2b в мире уже заключаются на маркетплейсах, а за 2024 год, по прогнозам экспертов, этот показатель может вырасти до 30%. Продавцов и покупателей в металлургии, например, объединяет платформа ZhaoGang, торговлей в сфере деревообрабатывающей промышленности занимается Fordag (древесина), а в сегменте добычи и производства алмазов закупки помогает организовать Get-Daimonds. В России сделки через маркетплейсы наиболее распространены в сфере торговли нефтепродуктами, строительной техникой, изделиями металлопроката и АПК. Направление онлайн-продаж активно развивают металлургические предприятия — доля цифровых сделок по данным маркетплейса "Платферрум" в отрасли уже выросла до 6–7%. Развитие маркетплейсов справедливо считают драйвером развития электронной коммерции в b2b. Роль интернет-площадок подчеркивается, например, в масштабном исследовании В2В Motion. В общей сложности, развитию b2b-маркетплейсов способствовала совокупность факторов: Проблемы в цепочках поставок на фоне пандемии. 2020 год изменил привычные каналы снабжения: компаниям пришлось искать новых поставщиков и переводить часть процессов в онлайн. По данным Deloitte, мировая b2b-торговля во время пандемии просела на 2,6% — но b2b онлайн-коммерция выросла на 11,8%. Глобальный тренд на переход бизнеса в онлайн. По данным McKinsey, в 2022 году уже 65% b2b-компаний в мире предпочитали проводить сделки в онлайн-формате. Развитие маркетплейсов в b2c. По данным Forrester Analytics в России, например, потребительские маркетплейсы сегодня занимают 65% рынка электронной торговли. Высокая операционная нагрузка на бизнес. Бизнес проводит все больше транзакций, растет объем документооборота. В 2023 году, например, по данным Минфина РФ в сфере госзакупок в России было заключено 2,4 млн контрактов на 8,5 трлн рублей — на 11% больше, чем годом ранее. Как эволюционировал закупочный процесс в России История корпоративных закупок в России начинается с первых "досок объявлений" в интернете: там заказчики и поставщики общались в середине 90–х. Первые ЭТП для b2b появились в 2002 году, в 2009 благодаря 94-ФЗ стали возможны закупки малого объема и электронные магазины. В 2013–м 94-ФЗ заменили современным 44-ФЗ. И наконец, с 2015 по 2020 годы закупки стали возможны на корпоративных маркетплейсах. Постепенное развитие отраслевого законодательства и глобальный тренд на цифровизацию способствовали росту популярности электронной коммерции в b2b. Сегодня мы наблюдаем взрывной рост нишевых маркетплейсов: b2b-сделки активно переходят в онлайн, от крупных до закупок малого объема. Какие виды маркетплейсов представлены в России? Сегодня в России представлены следующие виды цифровых торговых площадок для бизнеса: Крупные мультитоварные площадки (Сделки.ру, Cezyo, Tradekey и другие). Здесь компания может заказать любой необходимый товар, от канцелярии до специального оборудования. Нишевые b2b-маркетплейсы (GFC, Рывок, Пульс цен и другие). Такие площадки специализируются на потребностях отдельных отраслей или определенных процессах. Региональные b2b-маркетплейсы (Портал поставщиков города Москвы, Государственный заказ Санкт-Петербурга, Система электронных торгов Республики Саха и другие). Это региональные площадки, которые также работают по принципу маркетплейсов. b2b-маркетплейсы корпораций (например, "Платферрум" компании "Северсталь"). Кроме того, маркетплейсы можно сегментировать по типу заказчиков. В этой роли могут выступать: Регионы и муниципалитеты. На основе данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, объем торгов на таких площадках составляет 680 млрд рублей в год. Госкомпании. Объем торгов в год — от 250 до 500 млрд рублей. Коммерческие заказчики. Самые крупные площадки, объем торгов в год — более 1 трлн рублей. Что дает компании b2b-маркетплейс? Цифровые сделки открывают перед бизнесом широкий горизонт возможностей. Например, удобный документооборот, возможность быстрого поиска более низкой цены и надежного контрагента. Кроме того, цифровые закупки отличаются высоким уровнем прозрачности и помогают исключить коррупционную составляющую. С точки зрения "операционки", маркетплейсы: Обеспечивает единое информационное пространство для взаимодействия всех участников процесса закупки — в режиме 24/7. Сокращают бумажный документооборот. Легко адаптируются к ИТ-ландшафту: синхронизируются с внутрикорпоративными информационными системами (ERP, СRP, MDM и другими) как заказчика, так и поставщика. С точки зрения стратегии и развития цепочки поставок компании, маркетплейсы: Помогают найти лучшее предложение от поставщиков. Помогают контролировать бюджетные лимиты. Предоставляет комплексную аналитику по закупкам/продажам. Кейс: как "Ростелеком" ускорил проведение малых закупок в 20 раз в с помощью автоматизации на b2b-маркетплейсе До автоматизации на маркетплейсе, закупка в "Ростелекоме" занимала 20–30 рабочих дней. Компания была заинтересована в том, чтобы проводить закупки быстрее — и при этом получать больше выгодных предложений от поставщиков. Выход на b2b-маркетплейс должен был решить следующие задачи: Унифицировать процесс закупок. Увеличить конкуренцию между поставщиками. Повысить конечный уровень сервиса. Снизить трудозатраты. Повысить прозрачность закупок. Создать предпосылки для дальнейшей автоматизации закупок, роботизации и применения ИИ. В ходе реализации проекта внедрили следующие решения: Централизация малых закупок и структурная перестройка. В "Ростелекоме" создали центр компетенций по малым закупкам, провели структурирование таких закупок и определили пять основных товарных категорий. Закупки по всем категориям объединили в рамках одного цифрового решения — b2b-маркетплейса. Ранее каждый из 80 филиалов "Ростелекома" сам проводил разовые малые закупки на суммы до 500 тыс рублей. В каждом филиале работал отдел договорного обеспечения и логистики — при этом большинство закупок было однотипными. Персональные отчеты для ускорения согласования. Для компании разработали три персональных отчета: накопительный (по всем закупкам), попозиционный и отчет по закупке для внутреннего согласования. Кастомная доработка функционала маркетплейса. Функционал доработали под специфику "Ростелекома": создали специальный шаблон ценового запроса, который дополнили базовыми параметрами. Обучение специалистов по закупкам. Обучили специалистов по закупкам работе на b2b-маркетплейсе. В результате перехода на маркетплейс: Более чем в 2 раза выросло количество предложений от поставщиков: в среднем, с 2 до 5,1 предложений на один ценовой запрос. "Ростелеком" стал проводить закупки в 20 раз быстрее: за 2–3 рабочих дня. Публикация закупки сократилась до 3 минут благодаря индивидуальному шаблону. Сегодня "Ростелеком" проводит через b2b-маркетплейс 90% всех малых закупок. Будущее b2b-маркетплейсов в России В перспективе нескольких лет роль маркетплейсов в электронной b2b-коммерции будет только расти. Совокупный объем сделок на маркетплейсах, вероятно, "догонит" глобальный уровень в 15–17% от всех сделок b2b-сегмента, а количество цифровых площадок вырастет из 20–30 до 150–160. b2b-маркетплейс будущего будут отличать: Максимально простой процесс проведения закупок — опыт, близкий к b2c. Расширенные возможности доставки. Использование цифрового рубля и технологий ИИ. Гибкие условия оплаты и расчета. Сквозной электронный документооборот. Единый каталог для широкого спектра товаров. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    B2b-маркетплейсы вчера, сегодня и завтра: что это и зачем нужны бизнесу?51.51Воскресенье, 08 сентября 2024
    История BlackBerry: вчера, сегодня, завтра23.28Четверг, 07 мая 2015
    Аналитика в медорганизациях: вчера, сегодня, завтра. Как регионы переходят к управлению здравоохранением на основе данных21.85Воскресенье, 04 августа 2024
    Цифровой рубль: вчера рано, завтра поздно15.83Четверг, 21 января 2021
    Путина просят построить для России «фабрики будущего». Что это такое, и зачем они нужны14.09Понедельник, 14 августа 2017
    Маркетплейсы принесли малому и среднему бизнесу РФ почти треть выручки в 2021 году13.9Четверг, 15 сентября 2022
    Я твой слуга, я твой работник. Зачем нужен колл-центр малому бизнесу?12.04Понедельник, 25 мая 2015
    Российские онлайн-кинотеатры никому не нужны? - Нет! Нужны!11.24Пятница, 16 февраля 2018
    Маркетплейсы наращивают мощности8.45Пятница, 19 февраля 2021
    iOS 8.4: ждите завтра8.39Понедельник, 29 июня 2015

    Мы в соц. сетях