Самозапрет на кредиты будет полезным, но малопопулярным

07 фев 2023 02:40 #112633 от ICT
В ходе круглого стола, посвященного обсуждению внесенного Центральным банком России законопроекта, предусматривающего механизм самостоятельного запрета на кредиты и займы онлайн, его участники в целом поддержали данную инициативу.\[quote\] https://www.comnews.ru/content/220724/2022-06-15/2022-w24/cb-dlya-protivodeystviya-moshennikam-predlozhil-mekhanizm-samozapreta-vydachu-kreditov \[/quote\] Как отметил президент Ассоциации российских банков (АРБ), академик РАН Гарегин Тосунян, потребители онлайн-услуг остаются уязвимыми перед атаками злоумышленников. По данным АРБ за III квартал 2022 г., ущерб от действий мошенников, использовавших схемы с кредитами и займами, вновь начал расти после полугода падения и составил 4 млрд руб. Введение самоограничений, как подчеркнул Гарегин Тасунян, практически не осложнит работу банков, зато позволит избавить их от массы проблем. Но при этом снятие таких самоограничений также не должно быть долгим и сложным для заявителя. Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал обратил внимание, что предложенные Центробанком меры касаются не только банковской сферы, но и микрофинансовых организаций. Однако масштаб мошенничества с онлайн-кредитами, по его оценке, преувеличен. И в целом меры, предложенные Центробанком, будут очень мало востребованы целевой аудиторией, хотя все же будут полезными. А банковский сектор введения данной нормы просто не заметит. Павел Сигал также призвал, чтобы снятие самоограничений было максимально простым. Заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин также поддержал законопроект Центробанка. По его словам, любое вмешательство регулятора будет полезно. При этом механизм, предложенный Центробанком, прост. Особенно полезен механизм самоограничений будет тем, чьи персональные данные скомпрометированы в результате утечки, потери или кражи документов, а также закредитованным. Сложности, по мнению Владимира Шикина, связаны с низкой информированностью потенциальной целевой аудитории. В Национальном бюро кредитных историй уже давно существует сервис борьбы с мошенничеством, который базируется на триггерной системе информирования о любых операциях и обращениях. Мошенники, которые используют схемы с оформлением кредитов на третьих лиц, пользуются этой неосведомленностью. Так, количество пользователей сервиса по борьбе с мошенничеством измеряется тысячами, при этом в Национальном бюро кредитных историй аккумулированы данные более чем 90 млн человек. Председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза обратил внимание, что проблема мошенничества касается не только обычных вкладчиков банков или клиентов микрофинансовых организаций, но и бизнеса - самозанятых, индивидуальных предпринимателей, небольших компаний. Если раньше киберпреступники похищали у бизнеса денежные средства с помощью атак на системы дистанционного банковского обслуживания, то теперь такой метод вследствие активности регуляторов и принятия мер противодействия оказался нерентабельным. И мошенники переключились на использование методов социальной инженерии. Хотя, по мнению Владимира Гамзы, вендоры систем дистанционного банковского обслуживания до сих пор недостаточно учитывают требования информационной безопасности. "С одной стороны, действительно, в правоотношениях между клиентом и банком, возникающих в случае какого-либо инцидента ИБ, вендор ДБО напрямую не участвует - иными словами, если у клиента, к примеру, украли деньги, он судится с банком, а не с вендором. Но это стандартная практика для любого программного обеспечения, и тут нет какой-то специфики, характерной для ДБО, - напоминает директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS Станислав Шилов. - С другой стороны, если говорить глобально - вендоры ДБО, конечно же, очень внимательно относятся к информационной безопасности своих продуктов. Как минимум вендор ДБО отвечает своей репутацией на рынке: если за решением есть шлейф инцидентов ИБ, оно будет проигрывать конкурентным решениям. Мы, например, вопросами ИБ занимаемся столько же, сколько ведем разработку ДБО, и уделяем очень пристальное внимание обеспечению безопасности дистанционных каналов. В группе компаний выделен центр компетенций в области ИБ с многолетним опытом и всеми необходимыми регалиями. Также отмечу, что сейчас общепринятой практикой среди ведущих вендоров ДБО является содействие банкам в части выполнения требований ИБ - например, проведение анализа уязвимостей своих продуктов для подтверждения соответствия требованиям ОУД4. Прохождение процедуры анализа уязвимостей ОУД4 системой ДБО означает, что банки и их клиенты могут быть уверены: они используют безопасное программное обеспечение, соответствующее всем актуальным требованиям регулятора". Владимир Гамза согласился, что необходимо повышать финансовую грамотность широких масс пользователей услуг банков, причем не только физических лиц, но и бизнеса. Также, по его мнению, необходимо развивать программы страхования, которые пока очень плохо развиты. Кроме того, Владимир Гамза предложил считать отягчающим обстоятельством при уголовном разбирательстве посягательства на пожилых, которые чаще остальных становятся жертвами мошенников. А чтобы закон заработал, снятие ограничений не должно быть слишком простым. В идеале оно должно требовать личного присутствия или, по крайней мере, усиленной идентификации. Как показал опрос, проведенный совместно банком "Открытие" и страховой компанией "Росгосстрах", большинство жителей России в целом поддержали введение самозапретов на кредиты и займы. Против выступили лишь менее четверти опрошенных\[quote\] https://www.comnews.ru/content/221772/2022-08-18/2022-w33/rossiyane-podderzhali-samoogranichenie \[/quote\] Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях